Аналитика

Спираль истории. Караван как символ современности

Мурат Халилов

24.09.2025

Как прошедший сквозь века караван может доставить нас в будущее, и что этому мешает

Сегодня, 24 сентября, отмечается Международный день караванщика. Для многих стран это просто красивая экзотика в виде погонщика верблюдов, но для Казахстана — это часть национальной истории. И не только. Это еще наши современность и будущее. Караван также необходимо воспринимать, как образ движения, обмена, связи культур и модного слова «транзит». И сегодня, когда привычные маршруты мировой торговли снова меняются под давлением геополитики, мы имеем шанс превратиться в того самого караванщика XXI века, ведущего вереницу верблюдов (грузовых автомобилей, поездов, самолетов) между Востоком и Западом. Но есть и те, кто недопонимает этого. В том числе, среди чиновников.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Акорда и ООН: рецепт от глобальной «биполярности»

Развивающиеся страны нуждаются в мире — Эдуард Полетаев

Казахстанская миссия и мир во всем мире

Историческое измерение

Но для начала заглянем в Историю. Когда мы говорим о караванах, перед глазами встает Великий Шелковый путь. Сегодня об этом, как говорится, знает любой школьник в Казахстане, хотя в учебниках СССР о нем говорилось лишь мимолетом. На протяжении веков он соединял Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Через наши степи и города проходили торговые и культурные потоки. Отрар, Тараз, Туркестан, Сайрам, Испиджаб были не просто поселениями, а ключевыми узлами мировой экономики. Караванщики привозили сюда товары, новости, книги, даже идеи, которые меняли представления людей о мире.

Однако следует заметить, что история Шелкового пути — это не только про расцвет, но и про упадок. Европа в свое время стала искать морской путь в Индию, желая обезопасить себя от нестабильности в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Морские каравеллы вытеснили верблюжьи караваны, несмотря на то, что океан был не менее опасен, а путь через него — более долог. Великий Шелковый путь зачах не потому, что исчезла потребность в торговле, а потому что геополитика перекроила карты.

И вот сегодня, спустя столетия, мы наблюдаем парадоксальную картину: привычные морские маршруты нарушены, новые конфликты и разломы толкают мир обратно к сухопутным коридорам. История словно дает Казахстану второй шанс. Пресловутая фраза «не имеет выхода к морю» звучит уже не как приговор, а как новая возможность, которая, заметим, стала усердно поддерживаться и Востоком, и Западом — Китаем и Европой. Это тоже сейчас звучит, как априори, но мы повторим об этом еще раз — чтобы было понятна сама складывающаяся картина. Причем, не в докладах министерств, не в рекламных буклетах транснациональных компаний и даже не в речах глав государств. Теперь это не только торговля и культура, но и политика. К слову, договоренности, достигнутые президентом Токаевым и казахстанской делегацией в Нью-Йорке, являются ярким и практичным тому доказательством. Но мы не о цифрах и документах. 

Символика каравана

Действительно, давайте немного отойдем от привычных речей с больших трибун и международных площадок, а точнее, подойдем к ним с другой стороны. Караван — это не просто способ перемещения и механизм большой торговли, измеряемый в тоннах грузов и тысячах километрах. Это символ коллективного труда, выносливости и умения планировать. В караване каждый отвечает за каждого: один человек не перейдет через степь или пустыню, но общая дисциплина и доверие делают невозможное возможным. Караванщик, который, по сути, отмечает сегодня свой профессиональный праздник, это лидер, стратег и хранитель традиций одновременно.

Этот образ удивительно точно ложится на наше время. Казахстан сегодня — страна-караванщик. Мы проводим через свои земли не только товары, но и идеи, культуру, проекты. Мы снова становимся мостом, соединяющим миры. Да, сегодняшние караваны выглядят иначе: это длинные железнодорожные составы, контейнерные поезда, автоколонны, суда в Каспии, воздушные маршруты и даже в какой-то мере — нефте- и газопроводы.

Пусть это будет выглядеть немного банально, но мы скажем, что «Новый Шелковый путь» — это не красивая метафора, а конкретные транспортные коридоры, логистические центры, сухие порты, таможенные терминалы, а также вся необходимая инфраструктура, которой у нас, к сожалению, пока не хватает в достаточной мере. По сути, это и есть караван XXI века, только состоящий не из верблюдов, а из контейнеров. Но за этими привычными фразами лежит и прагматичность.

Президент Касым-Жомарт Токаев не раз подчеркивал эту нашу миссию. В своих выступлениях на международных площадках — будь то ШОС, встречи с ЕС, двусторонние переговоры или саммит в Сиане. Он говорит о Казахстане как о ключевом транзитном узле Евразии. Токаев настойчиво напоминает: «Время не ждет. Мы должны воспользоваться уникальным шансом, пока глобальная карта маршрутов перестраивается».

Культурный код

Но дело не только в экономике и даже политике, как таковой. Караван — это часть культурного кода и даже того, что сейчас называют ДНК. В Средневековье Шелковый путь, а в древности — так называемый Нефритовый путь, по существу, давали мощный импульс для этногенеза всех народов, через которые они проходили. Проще говоря, вместе с шелком и нефритом, оружием и золотом, украшениями и лошадьми происходило смешение кровей и культур этих народов.

Сегодня в Казахстане (и не только у нас) растет интерес к этнофестивалям, реконструкциям древних маршрутов, туристическим проектам по следам Великого Шелкового пути. Караван можно превратить в бренд, который работает и на имидж страны, и на внутреннюю идентичность. Концепция Пекина «Один пояс – один путь», кстати, тоже предусматривает это, и успешно реализуется в самой КНР.

Представьте маршруты для туристов: от Тараза до Туркестана, где можно пройти по древним караванным дорогам. Это не только история, но и современный бизнес, способ показать миру Казахстан через живые символы. Чиновники от туризма у нас постоянно рапортуют об увеличении внутреннего туризма, но, положа руку на сердце, к отечественным туристам приписывают всех, кто просто перемещается по стране — навещает родственников, посещает тои и так далее. Впрочем, об этом мы как-то уже говорили.

Можем и лучше

Опять-таки благодаря инициативам Касым-Жомарта Токаева и Син Цзиньпина в Казахстан стало приезжать много китайских туристов. Но могло быть еще больше. В настоящее время у нашего восточного соседа наблюдается пик туристической активности, и при грамотной работе соответствующих ведомств и коммерческих организаций, в казну могла бы хлынуть миллиардная выручка. Но мы сегодня не о цифрах, а о сути. И она заключается в том, что многие из нас (в первую очередь, те, кто несет ответственность за это направление) до сих пор не понимают, что дороже денег может быть имидж страны, развитие того, что называется «мягкой силой».

Но если вернуться к экономической составляющей и тому самому транзитному потенциалу, то стоит быть честными: у нас не все так идеально. Да, у нас есть потенциал, но есть и тормоза. Некоторые ведомства и их главы действуют слишком медленно. Бюрократия, нескоординированность, излишняя осторожность — все это приводит к тому, что Китай уже прокладывает параллельные пути через Кыргызстан и Узбекистан. Да, Поднебесная мыслит тысячелетиями, но в нынешней обстановке, когда векторы геополитики могут обостриться или даже измениться буквально за несколько недель или месяцев, необходимо действовать быстро и креативно. К сожалению, это могут далеко не все.

Вот, например, недавнюю смену министра транспорта многие восприняли как сигнал — мол, требуется новая динамика, новые подходы. Ведь если мы не будем достаточно расторопны, караван может пройти мимо. Казахстан, имея уникальное положение, рискует потерять часть потоков, если будет колебаться и медлить. Но почему-то уполномоченные органы и организации ищут не пути решения проблемы, не используют тот же креативный подход, а начинают выдавать раздутые отчеты или попросту отделываются отговорками.

Надеемся, что в скором будущем это будет исправлено. И тогда с Днем караванщика можно будет поздравить не только водителей большегрузов и машинистов товарных поездов, не только тех, кто обслуживает современные транзитные пути, но и наших больших и малых чиновников.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Топ-тема