Илон Маск заявил о создании политической партии «Америка». Казалось бы, какое нам дело до того, что происходит за океаном. Да и то сказать, одна из крупнейших экономик, государство, которое свои щупальца направило в разные концы света. Будет там одна партия или нет — нам-то какое дело. Ан нет. И дело не только в том, что новую партию собирается создать один из богатейших людей мира, но и в ситуации, когда традиционные партии в разных странах перестают находить отклик у сограждан. Тому пример Германия, где новые партии за последние несколько лет не только нарастили мускулы, но и набирают значительное число голосов на выборах любого уровня. И вот теперь США.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Ради общего блага: почему в РК запретили никабы
Антикор в составе КНБ: прицел на зарубежные активы?
Нет сомнений, что Маск не только создаст боеспособную структуру, но и продвинет своих кандидатов на губернаторских выборах и в Конгресс. Его слова о том, что «в ситуации, когда нашу страну делают банкротом из-за (избыточных) трат и взяточничества, получается, что мы живем в однопартийной системе, а не демократии» станут побуждающим мотивом для создания партии. И здесь на помощь Маску придет не только госдолг, исчисляющийся в триллионах (об этом понятия, вероятно, не имеют миллионы граждан страны), а то, с чем сталкиваются американцы ежедневно. Проблемы с медицинским обслуживанием, мигранты и т.д. стирают в глазах рядовых американцев, скорее всего, различия между республиканцами и демократами. И когда человек, который известен как самый горячий патриот США и филантроп, говорит о том, что нужна новая политическая партия, чтобы встряхнуть страну и вернуть ей достоинство и славу, то его слова найдут отклик и партия будет создана. А денег для строительства новой партии у Маска достаточно.
Именно отсутствием денег объясняют многие аналитики то, что партийное строительство в Казахстане стало буксовать. Однако думается, что не только в деньгах дело. Любая партия создается для завоевания власти, и для ее организации необходимо несколько условий. Прежде всего, нужна идея. Маск, к примеру, знает, чего он хочет. Это — решение социально-экономических задач без трамповского популизма, как видится.
Для чего создавать партию в Казахстане? Практика показала, что призыв к гражданам объединяться для защиты, к примеру, экологии, не находит поддержки в массах. Да это и понятно. Индифферентное в основе своей население страны трудно разбудить подобными призывами. На то, что природу губят, в социальных сетях указывают многие, но выйти на акцию в знак протеста против вырубки деревьев — кишка тонка у многих. Некоторые вполне справедливо считаю, что есть органы власти, которые обязаны заботиться об экологии.
Отсутствие идеологических установок, какой-либо цельной программы — то, что во многом сдерживает строительство политической партии. Но главное — в Казахстане мало ярких людей, готовых взять на себя ответственность за создание политической партии. Потому так многих раздражает присутствие на политической авансцене Ермухамета Ертысбаева — безусловно, не только самого образованного среди нынешних партийных лидеров, блестящего полемиста, но и человека, прекрасно понимающего, для чего и зачем нужна политическая партия.
На сегодня в стране зарегистрировано семь политических партий, из которых шесть представлены в парламенте. Это Amanat, «Ауыл», Respublica, «Ак жол», Народная партия Казахстана (НПК) и ОСДП. Партия зеленых «Байтак» не набрала необходимого процента голосов и в парламент не прошла. Но, если спросить рядового жителя любого населенного пункта Казахстана, то он сможет припомнить всего пару партий, среди которых Amanat окажется на первом месте. И в этом нет никакого противоречия. Политические партии страны активизируются лишь в период избирательных кампаний, и потому ничего удивительного в том, что их наличие зачастую оказывается сюрпризом для широкой общественности. А между тем, политические партии не только имеются, но и поддерживаются государством. Так, в начале текущего года было объявлено, что политические партии получат 15,2 млрд тенге из бюджета страны. Как указывалось, сумма денег определялась количеством голосов, поданных избирателями на последних парламентских выборах в марте 2023 года.
Понятно, что больше всех — более половины предусмотренного бюджета получит партия Amanat вследствие подавляющего числа голосов, отданных за нее.
Практика финансирования политических партий государством существует издавна, например, такие примеры демонстрируют Германия, Италия, Испания и Франция. Финансирование регулируется на законодательном уровне, как и у нас.
Но если в этих странах политические партии заметны в любой период, то казахстанские партии, повторюсь, большей частью заявляют о себе только по время выборов. Да и программные установки партий мало чем отличаются друг от друга, что затрудняет выбор между ними, когда приходит время голосования. Неудивительно, что в такой ситуации неискушенный избиратель предпочитает отдать голос той партии, чье название слышит чаще других. А это Amanat. К тому же правящая партия худо-бедно держится на плаву и за счет того, что многие поручения главы государства «совпадают» с задачами, которые организация ставит перед собой, что делает ее положение более выигрышным в сравнении с другими. Однако надо признать, что Amanat значительно проиграл в сравнении с собой же, только годами раньше. Например, когда партию (тогда она еще носила название «Отан») возглавлял харизматичный Амангельды Ермегияев, то уклон был в сторону культуры. Благодаря личному участию Амангельды Диновича по республиканскому ТВ стали транслировать айтысы, которые смотрят не только в Казахстане, но и за его пределами. Немало книг было выпущено на казахском языке. Активно действовали общественные приемные. Позже успешно работал комитет партийного контроля, возглавляемый Бураном Рахимбековым.
Сегодня обо всем этом забыто, что еще раз доказывает: любое дело спорится тогда, когда во главе его стоят Личности.
И вот это — отсутствие Личности — сдерживает создание политических партий у нас в стране. Есть, конечно, и объективные причины в виде норм закона, обязывающих к организации инициативной группы для формирования политической партии, сбор подписей для регистрации партии, и т. д. Но при желании все эти причины отступают, если имеются целевые установки и лидер, вокруг которого группируются сторонники. Финансы, как показывает практика, далеко не самое главное в организации политической партии. И тому примером может служить ОСДП, которая многие годы живет без больших финансовых вложений. Но их принципы, заложенные изначально, востребованы и сегодня. Не исключено, конечно, что существуют какие-то невидимые рычаги, которые помогают партии занимать место среди других политических структур. Но факт остается фактом: у ОСДП нет спонсоров-олигархов.
Роль личности была и будет весомой. Именно этим можно будет объяснить то, как развернется партия «Америка». Такой масштабной фигуры, как Илон Маск, и в самих США, пожалуй, не было у партийного руля. Плюс еще его финансовые возможности. Казахстанским партиям остается только следить за тем, как покажет себя на ниве партийного строительства миллиардер. А избирателям страны нужно в сотый раз задать себе вопрос, а зачем нам эти партии, если мы не видим и не слышим о них, и не знаем, чем они конкретно занимаются. И оснований для таких вопросов немало. За последнее время, пожалуй, только НПК угадала и вовремя отреагировала на запросы населения, требуя проверки различных НПО, получающих финансирование из-за рубежа.
Фото из открытых источников