Геополитика

Израиль и ХАМАС: кто побеждает по очкам?

Владислав Юрицын

05.11.2025

Триумфа ЦАХАЛ в Секторе Газа не получилось

Тель-Авив в Секторе Газа демонстрирует что угодно, кроме наглядной победы над ХАМАС. Выглядит это несколько неожиданно, поскольку за время конфликта Израиль успел разгромить «Хезболлу» (в результате чего досталось и всему Ливану), «отжать» крупный кусок земли у нового правительства в Сирии, покусаться с Ираном, совершить серию налетов на хуситов и еще атаковать Катар. Но ХАМАС так и остается в Газе.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Мировое размежевание торговых флотов

Пекин и Вашингтон стали «толкаться» сильнее и больнее

Наемники Кремля. В Москве решили заканчивать войну?

«На земле»

После того, как Израиль пропустил удар 7 октября 2023 года, многие ожидали показательной расправы ЦАХАЛ над ХАМАС. Тем более после того, как Тель-Авив провел полноценную мобилизацию резервистов. Между тем, война идет уже третий год. 

ХАМАС нельзя назвать бандформированием, но и армией тоже не назовешь. Театр боевых действий в Секторе Газа по факту театрик, к тому же блокированный со всех сторон территорией Израиля или морем, где господствует еврейский флот. Но как бы то ни было, ХАМАС по разным оценкам удерживает от 20 до 40% территории Сектора. 

Трудности подсчета подконтрольной хамасовцам территории в том, что израильские дивизии то входят в какие-то районы Газы, то выходят из них. Ситуация тем более странная, что на словах премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обещает всех захватить и выселить, но в реальности Армия обороны Израиля часто действует рейдами, то есть входит-выходит с непонятной периодичностью и по разным траекториям. 

В отличие от российско-украинской войны, где тучи дронов на поле боя изменили примерно все, в Секторе Газа идет война XX века. Танки, ракетные удары, авиация, снайперы, саперы, ближний бой — все как в хронике с Ближнего Востока из прошлого тысячелетия. Во Всемирной паутине полно роликов, где палестинцы на видеофиксацию закладывают взрывчатку в израильскую бронетехнику, не говоря уже о стрельбе по танкам из ПТУРов и гранатометов.

В общем, хваленое взаимодействие родов войск, а в данном конкретном случае танкистов и пехоты, не подтверждается видео с противоположной стороны. Разумеется, те палестинцы, которые погибли в ходе борьбы с бронетехникой ЦАХАЛ, в пропагандистские ролики не попадают, но имеющиеся в доступе кадры о наличии проблемы явно свидетельствуют. 

Многие военные эксперты утверждают, что если бы ХАМАС не зарылся в тоннели, то проблема Сектора Газа давно была бы решена. Но он зарылся и что? В ноябре 2025 эффективного противоядия пока не видно. 

Болевой порог

Накануне уличных боев в Газе многие полагали, что современное израильское общество не готово к тому уровню потерь, которое ждет военнослужащих ЦАХАЛ в Секторе. Пока социум удар держит, хотя смертность где-то оказалась выше расчетной. 

Куда сложнее ситуация с ортодоксальными иудеями харедим. Они изучают Тору, на этой почве не работают, получают пособие от государства и раньше были освобождены от службы в армии. 

В июле 2024 года из-за нехватки личного состава Верховный суд принял единогласное решение призывать харедим в войска. А то получалось несколько странно: девушки срочную службу в ЦАХАЛ проходят, а где-то 13% населения от нее освобождены. Израиль — это теократическое государство, однако во время войны не до нюансов. 

Харедим все равно уклоняются от призыва, хотя их и наказывают тюремными сроками на 30 дней (возможно, по израильским меркам для ортодоксов это сурово), запретами на выезд из страны и прочими ограничениями.

Подавленные на какое-то время антивоенные силы в самом Израиле опять активизировались. Дело в том, что власти страны не смогли создать информационный купол 24/7/365 как на Украине, из-за чего альтернативные кадры перманентной гуманитарной катастрофы в Газе присутствуют в событийном пространстве. Плюс Тель-Авив в плотном контакте с Евросоюзом, а там массовые смерти гражданского населения отнюдь не приветствуются.

При этом надо отдать должное Вашингтону. Администрация Дональда Трампа поддерживает своего стратегического союзника по полной программе — от поставок оружия и дипломатического обеспечения до содействия в вопросах борьбы с юдофобией и противодействия давлению на израильских спортсменов. Но время работает против Тель-Авива — у Белого дома запас стратегического терпения не бесконечен, о чем 47-й президент США регулярно напоминает.

Имиджевые метаморфозы

Если посмотреть на ситуацию в Секторе Газа максимально прагматично (эвфемизм слова цинично), то ЦАХАЛ физически не может одержать полноценную победу над ХАМАС. 

Ссылки на то, будто израильтяне стараются избегать жертв среди гражданского населения и на этой почве у боевиков появляются возможности для маневра — не работают. Даже «заретушированные» космические съемки Газы свидетельствуют, что там сплошь руины. Значит, реальная проблема непосредственно на поле боя.

Израильтяне смогли сломать «Хезболлу» обезглавливанием руководства и военным давлением. Но здесь нужно учитывать, что для ливанских шиитов смерть в сражении с сионистским государством не является смыслом жизни. Многие сторонники «Хезболлы» привлечены в ряды организации в первую очередь ее социальной политикой (школы, больницы, доступное жилье) и созданными линиями жизни. 

Пришедшие к власти в Дамаске головорезы способны убивать христиан, алавитов, друзов и другие меньшинства в режиме бойни, но не держат удар регулярной армии образца ЦАХАЛ. 

С хуситами «сирийский» фокус уже не проходит: когда на одной чаше весов израильский авиаудар, а на другой 72 гурии в раю, то выбор не выглядит предопределенным. К тому же скудные структуры повседневности хуситов дополняются относительно большим расстоянием до земли ханаанской, а в таких условиях трудно одержать безоговорочную победу. 

А вот Сектор Газа под боком. Военная поддержка из Штатов никакими политическими запретами не ограничивается — только объективными пределами запасов на складах Пентагона. И все равно однозначного успеха нет. 

Когда бои идут на густонаселенной территории, фактически в городских кварталах, фактор времени приобретает критическое значение. Тель-Авив не смог расправиться с ХАМАС за короткий срок, а дальше начались проблемы — от соображений мести среди палестинцев, которые заставляют браться за оружие, до проблем с позиционированием на международной арене. 

За два года израильтяне проделали информационный путь от жертв агрессии со стороны террористов до «геноцидников». Чем дольше затягивается нынешний формат боев в Газе — тем плотнее Тель-Авив обосновывается в гравитации негативного имиджа.

Что дальше?

Ситуация по большому счету тупиковая. Кабинет Нетаньяху поставил на карту так много, что все это возможно окупить лишь ликвидацией Сектора Газа как такового. Но сколько бы Трамп ни давал коридоров времени, ЦАХАЛ не может окончательно и бесповоротно разгромить ХАМАС. 

Если замириться по плану хозяина Овального кабинета, то встает вопрос, ради чего убито столько израильтян и палестинцев? Вообще-то по подписанному документу ХАМАС должен быть отстранен от власти в Газе. Но как это осуществить технически? Тем более на Востоке, где способность к мимикрии перешибает любого хамелеона. 

Согласно тому же плану Дональда Трампа, никакого переселения палестинцев из Сектора Газа не будет. Значит, почва и человеческий ресурс для взаимной ненависти сохраняются. Положить столько людей с двух сторон, чтобы оставить практически все компоненты для повторения если не нового 7 октября, то интифады точно?

За время боев с ХАМАС Тель-Авив успел поссориться с дополнительным количеством арабских и мусульманских государств, еще больше ухудшить отношения с ООН. В общем, стало еще больше игроков, которые будут ждать удобного момента для сведения счетов с Израилем. И не исключено, что такой момент может наступить гораздо быстрее, чем многие думают. 

Гипотетически Биньямин Нетаньяху может еще раз попытаться додавить ХАМАС силовым путем. Однако за миражом скорой победы Тель-Авив и ЦАХАЛ гоняются уже больше года, но ничего путного из этого не выходит. То есть после каждого «последнего» давления ХАМАС возрождается как феникс. При этом если против Израиля время работает однозначно, то про Сектор Газа — при всех гигантских потерях в людях — такого не скажешь. 

Психологи утверждают, что человек, оказавшись в тупике, начинает расти над собой. Но как в такой ситуации поступать государству?

Фото из открытых источников


Владислав Юрицын

Топ-тема