Политика

Механизм реформы: кто перепишет Конституцию?

Айгуль Омарова

18.09.2025

Какой может быть парламентская реформа в Казахстане

Послание Президента страны от 8 сентября текущего года изобиловало конкретикой. Наибольшее внимание вызывает тезис о парламентской реформе. По словам Касым-Жомарта Токаева, парламентская реформа «станет логическим продолжением всех предыдущих преобразований, в том числе реформы президентской власти».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стратегический выбор Токаева

Политическое очищение. Нюансы реформы парламента РК

«По судьбоносным вопросам нужно вести диалог с народом»

«…Стоять на одном месте нельзя, нужно думать о будущем страны и последующих поколений», — заявил глава государства. 

Думать о будущем страны, по его мнению, значит продолжить курс реформ, закрепленный конституционными изменениями в 2022 году. 

Президент Токаев отмечает, что вопрос об однопалатном парламенте обсуждается на протяжении всех последних лет и актуальности не утерял. Именно поэтому глава государства предлагает создать парламент из одной палаты и вынести вопрос об этом на всенародный референдум в 2027 году. 

«Сразу хотел бы предупредить, что это очень серьезный вопрос, спешка в его решении совершенно неуместна. Данная реформа должна стать предметом обстоятельного обсуждения в гражданском секторе, экспертной среде и, конечно, в действующем парламенте».

Можно только согласиться с президентом Токаевым, что «спешка неуместна», но как будет организован механизм обсуждения данного вопроса. Существует ли уже текстовой вариант парламентской реформы? Если да, когда он будет предоставлен общественности для ознакомления? Если такого текста нет, кто займется его разработкой? Создана ли уже конституционная комиссия (а парламентская реформа требует внесения серьезных изменений в Конституцию) или ее только начнут формировать? Вопросы, которые потребуют ответов в самое ближайшее время. 

Президент страны предложил выбирать будущий однопалатный парламент по партийным спискам и отметил, что такая система используется во многих странах. Действительно, подобное существует в Австрии, Дании, Испании, и ряде других стран, преимущественно европейских. Политическая партия, набравшая большее число голосов, распределяет депутатские мандаты внутри. Но не будем забывать, что Европа не одно столетие шла к пропорциональной системе и политические партии там существуют не просто де-юре, а де-факто и борьба между ними идет не только на выборах, но и, по сути, каждый день.

В нашей реальности политические партии практически незаметны и активизируются лишь в период избирательных кампаний. Избиратели в лучшем случае знают о них лишь по именам руководителей и то не всегда. В результате доминирует Amanat, представляющий преимущественно людей из власти. И при всех якобы равных условиях, естественно, что перевес окажется на стороне Amanat. 

Это одно из основных опасений, почему пропорциональная система выборов может оказаться тормозом на пути к реформам. 

Второе. А как быть со словами самого главы государства? В Послании он сказал: «Мы взяли курс на строительство Справедливого Казахстана, построение открытого, честного диалога власти и граждан в духе «слышащего государства». В таком случае нужно и далее продолжить начатое в 2022 году, когда была введена смешанная система. Иначе говоря, нужно хорошо все взвесить и сохранить одномандатные округа. Изменения, которые неизбежно будут вноситься в Конституцию страны в связи с введением однопалатного парламента, должны предусматривать отзыв депутата в случае невыполнения взятых им на себя обязательств. Как это будет выглядеть? Вопрос, на который с наскока не дать ответа. Возможно, необходимо вернуться к институту наказов депутату? Словом, есть о чем думать.

Третье, что вызывает сомнения, это исчезновение сената. Двухпалатный парламент в унитарном государстве — на самом деле не то, что требуется. Но возникает вопрос, как быть с представительством областей в парламенте? По идее, лишенные императивного мандата депутаты представляют как бы всю страну. Но в нынешнем виде в парламенте интересы областей отстаивали сенаторы (кстати, первый состав верхней палаты с этим блестяще справлялся). А кто в однопалатном парламенте станет привлекать внимание к областям? Вероятно, вышеупомянутый институт наказов заслуживает того, чтобы к нему вернуться. 

Смешанная избирательная система применяется в Германии, Великобритании, Италии, Южной Корее. Возможно, поэтому в этих странах быстро регулируются правительственные кризисы. Депутаты же в случае неисполнения своих обязанностей могут лишиться своих мандатов, так как здесь применяется системы отзыва парламентария. Система отзыва — механизм, позволяющий избирателям контролировать деятельность депутатов. Плюсом от данной системы является повышение качества законотворческой работы. 

Кроме того, эта система позволяет на деле исполнять нормы о квоте женщин и молодежи в представительной власти. А это именно то, о чем говорит президент Токаев на протяжении последних лет. 

Вернусь к вопросу, а кто будет заниматься подготовкой изменений в Конституцию? Ведь надо будет менять весь IV раздел Конституции страны. И от того, насколько тщательно будут проработаны изменения, во многом зависит не только парламентская реформа, но и все социально-экономическое развитие Казахстана.

Сегодня в стране мало специалистов конституционного права и тех, кто работал над Конституциями 1993 года и 1995-го. Однако думается, надо привлечь к работе над изменениями тех, участвовал в подготовке документов и в 1993 году, и в 1995, и тех, кто имеет представление о конституционном праве. 

Мне кажется, что основными разработчиками, консультантами могут стать бывшие члены Конституционного суда Сергей Ударцев, Виктор Малиновский, Жолымбет Баишев, доктора юридических наук Кабдулсамих Айтхожин и Николай Турецкий. В работе над предыдущими Конституциями участвовал доктор юридических наук Анатолий Диденко. В декабре 1992 года Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан был включен в состав конституционной комиссии заместитель председателя Комитета по вопросам депутатских полномочий и прав человека Верховного Совета Республики Казахстан Виталий Воронов. Существенную помощь может оказать и депутат Верховного Совета 12-го созыва Мурат Раев.

Почему я называю эти фамилии? Да потому, что эти люди хорошо понимают, а главное знают, какой должна быть парламентская реформа и какие изменения в Конституцию нужно внести, чтобы Основной закон стал на деле документом, по которому живут и работают.

Фото из открытых источников


Айгуль Омарова

Топ-тема