В Кыргызстане закончилась регистрация кандидатов в депутаты Жогорку Кенеш. Сами выборы назначены на 30 ноября. Но почему вообще понадобилось распускаться парламенту Кыргызстана и что вообще происходит в соседнем государстве, с которым у Казахстана много общего? На этот и другие вопросы сегодня отвечает юрист Жылдыза Кененбаева.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
«Если мой сосед живет плохо, то скоро придется и мне»
Центральная Азия «обречена» на многовекторность — Грозин
Центральная Азия как «зона комфорта» для Казахстана

— Жылдыза, в этом году исполнилось 20 лет со дня «революции тюльпанов», как назвали события марта 2005 года в Киргизии. С тех пор были выборы президентов, Жогорку Кенеш и новые революции. Что сегодня происходит в стране?
— Сегодня моя страна переживает сдвиг и заметный рост практически во всех сферах нашей жизни. Если говорить о политике, то это явная борьба с коррупцией, если об экономике, то цифры ВВП говорят сами за себя.
— Как изменилась Кыргызстана за эти 20 лет?
— Могу сказать точно — за 30 лет независимости я не помню такого бурного роста всех показателей благосостояния и жизни моего народа. Ни при одном нашем президенте я не помню такой стройки государственных и муниципальных объектов, дорог, городов и сел. Одно то, что наши власти искоренили ОПГ, все потоки контрабанды вернули в госказну, искоренили сращение властных структур с ОПГ, заставляет меня однозначно уважать и президента КР, и главу ГКНБ в полном смысле этого слова.
Ведь не секрет, что до них этого никто не смог или не захотел осуществить. Жажда наживы и обогащения сделали власти глухими и слепыми. Каждый раз, когда к власти приходил новый президент, я с надеждой верила в новое справедливое будущее для своего народа. Но получалось, как всегда — пустые обещания, «испанский» стыд за политику и поведение на мировой арене первых лиц государства, спад экономики, инфляция и бездарная внутренняя и внешняя политика.
— Почему это происходило и как получилось изменить ситуацию?
— Для искоренения ОПГ в стране, для реализации этого решения, требовалась всего лишь одна вещь — политическая воля власти, тандема в лице президента страны и руководителя Государственного комитета национальной безопасности. И когда такая политическая волы проявила себя, уничтожив ОПГ, откровенно скажу — я была рада, когда узнала эту новость. Данное событие подтвердило и доказало мне, по крайней мере, что наш тандем держит свое слово и не дает пустых лозунгов и обещаний.
Такое моральное удовлетворение получаешь, когда в новостях читаешь о начале строительства или проекта гособъектов. В течение 30 лет независимости знающие, думающие граждане КР прекрасно осознавали, что в стране есть теневая экономика. Что миллионы бюджетных средств идут мимо народа в карманы преступников и коррупционеров. Казалось, что должно произойти чудо, чтобы все остановить. Второе чудо: переустроить в государстве все так, как должно быть по закону. Я счастлива, что в нашей стране это произошло. Да, не так быстро, да, не всегда правильно и верно, да, иногда с ошибками и с наскока. Но кто из нас не ошибался?! Нет ничего идеального в мире. Но, согласитесь, уж лучше так, чем оставить все, как было до их прихода. Все в мире относительно. Меня вполне устраивает и внутренняя и внешняя политика нашей власти.
Единственное, чего я пока не могу понять — это наличие госслужащих и депутатов с явно либеральными взглядами и русофобской позицией. А также не могу понять, как мэрия и министерство транспорта и коммуникаций строят центральные дороги столицы. Почему в техническое задание нельзя сразу включить строительство пешеходных переходов, замены коммунальных сетей до покрытия асфальтом? Почему у нас вспоминают, что нужно поменять сети или построить остановку, или подземный переход после укладки асфальта, и новую дорогу опять ломают? У государства много денег для повторных работ? Или это уже такая коррупционная схема для отмывания выделенных бюджетных средств? На человеческую глупость непохоже. Когда я узнаю, что где-то проложена новая дорога, через некоторое время ее обязательно ломают, чтобы проложить новое. На месте руководителя я бы уволила проектировщика за такую халатность и некомпетентность, за разбазаривание госсредств. А у нас что?! Как с гуся вода. Постоянное такое наплевательское отношение к столице и к жителям столицы. Минтранс и мэрия не уважают граждан своей страны с таким наплевательским отношением к их удобству и комфорту.
Все надо делать с толком
— Сегодня Кыргызстан готовится к новым парламентским выборам. Насколько, на ваш взгляд юриста, обоснован был самороспуск ЖК?
— Считаю, что абсолютно обоснован. И я согласна с теми причинами, по которым власти решили перенести выборы в ЖК. Как известно, это необходимо во избежание цейтнота, аврала, неразберихи в избиркоме по проведению сразу двух одновременных выборов — в ЖК и на пост президента. Все надо делать с чувством, с толком, с расстановкой.
— Жылдыза, вы неравнодушный человек, если судить по постам в социальных сетях. Почему сами не баллотируетесь в парламент, там как раз должны быть люди, болеющие за страну?
— Спасибо, никогда об этом не задумывалась. И никогда меня об этом никто не спрашивал.
Не баллотируюсь, так как для меня парламент и кресло в ЖК всегда было связано с чем-то коррупционным, нечестным, грязным. Я всегда была уверена, что просто так получить мандат в КР невозможно. За всеми депутатами стоят или огромные деньги, или бизнес, или покровитель. Простому смертному туда не попасть. Потом при партийной системе тем более это стало невозможным. В последнем созыве спикер парламента и некоторые депутаты явно выступали с инициативами, которые для меня просто табу. Я бы не хотела работать и даже находиться в одном помещении с людьми, взгляды которых не совпадают с моими.
Отменять смертную казнь или не отменять
— Жылдыза, Кыргызстан и Казахстан не просто соседи по географическому расположению, но и близки по культуре, языку. И многие проблемы у нас одинаковы. Нынче в Кыргызстане идут дебаты по поводу введения смертной казни. Как вы относитесь к этому предложению президента Жапарова?
— Про снятие моратория на смертную казнь я писала давно в соцсетях. Всегда говорила о том, чтоб навести порядок в стране, на улице, в головах людей, нужен кнут и пряник. «Пряников» у нас много от демократической системы, а вот «кнута» практически нет и не было. Сдерживающих факторов для преступников не существует. Преступники постоянно надеялись на продажность чиновника, судьи. Всегда можно было уйти от наказания. Но не в этот раз и не в этой стране. Введение смертной казни за измену, предательство, за тяжкие убийства детей, женщин, стариков является необходимой мерой для защиты народа и будущего поколения моей Родины. В судебной системе не вижу особых проблем. Процент тяжких преступлений настолько мал, что каждое такое дело с приговором смертной казни будет рассматриваться под микроскопом, прежде чем выносить вердикт.
— Принято считать, что никто, включая государство, не имеет права отнять у человека жизнь. Но то, что происходит и у вас, и у нас, порой заставляет сетовать, что смертной казни у нас нет… Ваш комментарий?
— Принято считать кем? Я далека от таких суждений. Объясню. Если вы хотите жить в богатом, процветающем государстве, то этого уровня не достичь в стране, где нет порядка и правил. Под порядком я подразумеваю, в том числе, право государства отнимать жизнь у преступника за тяжкое преступление. Невозможно достичь каких-то высот, не жертвуя чем-то взамен. Закон сохранения энергии в силе. Если вам кто-то сказал, что принято считать по-другому, посмотрите, как живет этот самый человек. Мне, право, смешно, что в США существует смертная казнь, но всему миру они говорят, что «государство не имеет право отнимать жизнь». если убийца останется жив, то его надо кормить, одевать, содержать, платить за свет, тепло и воду. И это все платится из наших с вами карманов. Государство за это платит. Сколько таких убийц и преступников на пожизненном заключении? Сколько денег тратится на их еду и содержание? А ведь этот убийца забрал жизнь и даже не вспомнил о пресловутом «праве не отнимать жизнь». Он живет в тюрьме до конца дней своих, а его жертвы убиенные — ребенок, женщина или старик не живут, не видят этого солнца, не дышат этим воздухом…
Я не просто сетую. Это очень мягко сказано. Я негодую от того, что такие нелюди живы, а их жертвы нет.
— Насколько кыргызские реалии близки сейчас к тому, чтобы права граждан стали приоритетом и охранялись законом?
— Близки, слава Богу. За права граждан возьмутся, когда наведут порядок с государственными правами и хозяйством. Может, не хватает ресурсов или людей? За 30 лет такой бардак оставили предшественники. Если провести инвентаризацию по всей стране, я уверена, цифры не сойдутся с большой вероятностью в расхождении до 40%, увы.
Сегодня власть КР, как добрая, умная, трудолюбивая хозяйка, убирается и наводит порядок в госсекторе. Постепенно перейдут на защиту и продвижение гражданских прав. Я очень на это надеюсь. Хотя можно и нужно вести работу параллельно по защите гражданских прав.
Гражданская позиция
— Ваши посты в Facebook показывают, насколько близко к сердцу вы воспринимаете события в родной стране. Что сейчас вызывает наибольшее отрицание у вас?
— Не могу понять кадровую политику в отношении министра образования и реформы школьного образования в 12 лет. А также отголоски теневой экономики и ОПГ-структуры.
На личном примере расскажу историю. Так получилось, что по жизни пришлось столкнуться с родственниками покойного бывшего лидера ОПГ, вора в законе Рыспека Акматбаева.
Эти родственники привыкли жить по воровским понятиям и сегодня. Хотя система уже уничтожена, но люди-винтики в ней пытаются крутиться по старым понятиям. В чем это проявлено? Речь не идет про госсобственность.
Речь идет о частной собственности группы людей внутри ТСЖ (товарищество собственников жилья — прим. ред.). В моем ТСЖ, где я проживаю, есть все возможные и невозможные виды нарушений гражданских и имущественных прав. Даже встречаются нарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность по УК КР. Для них не существует Устава ТСЖ, закона КР о ТСЖ. Все надзорные органы подкуплены ими. Родственники вора в законе присвоили подвал ТСЖ, сдают в аренду, обогащаются за счет общего имущества ТСЖ. При этом членские взносы не платят. Захватили управление в ТСЖ. Завалили исками бывшее правление.
Одна надежда осталась на судебную систему КР. Но шансов мало. Мы прошли через суды первой и второй инстанции. Остался Верховный суд КР. От решения ВС КР зависит, как дальше будет складываться жизнь пенсионеров, инвалидов в этом ТСЖ. Меня всегда вдохновляют в таких случаях кейсы, где отчаявшиеся граждане КР обращаются за помощью к президенту или главе ГКНБ, и они всегда реагируют и помогают. Решают проблемы людей в рамках закона.
Думаю, что у меня наступил именно такой случай. Буду обязательно обращаться за помощью к президенту или к главе ГКНБ КР. И надеюсь на их помощь и содействие. Следите за постами в ФБ.
Фото из открытых источников