Общество

Дело Шерзата. Главный вопрос не задал никто

Виктор Майлин

27.06.2025

Обзор казахской прессы

Что не так с освещением громкого судебного процесса?

Более двух недель тому назад завершился громкий процесс по делу Шерзата. Одним из последних подвел черту и выдал объемный материал по сему поводу известный и авторитетный портал «Власть». В данном случае мы рассматриваем казахскую часть портала — «Власть Qazaqsha». Здесь был опубликован следующий материал: «Сотталушылар жазадан сытылып кететініне сенімді болды»«Подсудимые надеялись избежать наказания».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Главный поклонник казахского феномена

О кнутах и пряниках: кто «редактирует» национальные традиции?

Бабушки бывают разные

Это достаточно подробный отчет, при этом довольно спокойный, ровный и информативный, без того излишнего публицистического «нерва», которые наблюдаем практически во всех иных казахских источниках. Ведь с самого начала раскручивания этой истории в новостном режиме, потом описания предсудебных и затем непосредственно судебных разбирательств, градус надрыва был запредельным, и история накачивалась подобно информационному цунами. И как было многими замечено, по накалу местами мало чем уступало так называемому «бишимбаевскому» процессу. Там внутрисемейная драма, странная и камерная со всех точек зрения (социальный статус, намеки на психотропные вещества и т. п.) — а тут конфликт, затем подобие коллективной драки, в итоге завершившейся убийством. А затем потянула за собой целую цепь событий: сожжение дома потерпевшей стороны и непонятная смерть дяди убитого Шерзата. 

Обзор «Власть Qazaqsha» оказался более спокойным чтивом. Априори обвинительный уклон, как у всех других, присутствовал. И все-таки из того, что эмоционально (порой на грани истерики) источали по данному резонансному уголовному расследованию другие комментаторы, у группы авторов в лице Алмаса Қайсара, Назерке Құрманғазиновой, Ақботы Узбекбай не было. Многие моменты не были задрапированы, или, проще говоря, забыты. Ровно сообщалось о самом кровавом инциденте, как он протекал, как шло судебное разбирательство. В других изданиях некоторые эпизоды произошедшего даже не упоминались, а вся картина выглядела очень просто: приехала банда «хуторских» и забила парнишку 16 лет. Поэтому, наверное, материал «Власть Qazaqsha» можно считать более всех соответствующим некой объективности и стройности изложения... да и то, на фоне других. Как минимум, четко было упомянуто, что, как ни крути, первым пустил кровь, по сути, начал конфликт Шерзат. Юноша нанес удары взрослому человеку по имени Аскентай. Как потом свидетельствовал обвиняемый, эти удары были совершены с применением кастета. При этом есть информация, что мальчик занимался боксом, но «Власть Qazaqsha» об этом не пишет. Только упоминает кастет. 

Далее. Қаржаубай, отец Шерзата, выходил к пострадавшему Аскентаю с водой, а в руке держал нож — как потом сказал, он был встревожен за своего сына и нож взял, по его словам, для возможной обороны (?). К слову, также он брал в руки нож спустя несколько дней после трагедии, когда обнаружился труп с предсмертной запиской его родственника Ғайыпбаева. Того самого, который в ту роковую ночь, когда приехала компания (в их числе две особы женского пола) на двух машинах, чтобы «отомстить» за Аскентая, сделал выстрел из карабина... Нож и выстрелы из охотничьего ружья – это провокативные вещи или ерунда? Куда подевались друзья подростка с кастетом, помимо его отца, дяди и других родных, когда приехали «хуторские»? Которые, надо понимать, ехали совсем в другую сторону и по другим делам?.. Ни у кого об этом ни полслова. В суде, как пишет издание, один из подсудимых рассказал, как из них выбивали признания в полиции, и при этом присутствовал Қаржаубай...   

Авторы «Власть Qazaqsha» в конце опуса, сравнивая два процесса, «бишимбаевский» и «шерзатовский», прямо указывают, что, несмотря на резонанс и повсеместное освещение, процесс об убийстве в Талгаре в связи со всякими открывшимися обстоятельствами и деталями этого дела родил массу неприятных вопросов прежде всего по правоохранительным структурам и судебной практике. И с этим выводом трудно не согласиться. Но ни «Власть Qazaqsha», ни другие почему-то так и не подняли простой вопрос: почему после 11 часов вечера несовершеннолетний торгует в ларьке? Почему, в принципе, этот магазин ночью торговал спиртным? Ведь пострадавший от ударов Шерзата покупал пиво. И те самым тоже нарушал закон. Не Уголовный кодекс, но тем не менее... Но убитого подростка уже не вернуть, люди, причастные к злополучной драке, отправятся на большие сроки в колонию всей компанией. А их близкие будут платить гигантские компенсации семье убитого...

Грядет еще один резонансный процесс?

Казахстан ждет еще одно резонансное дело. На первый взгляд, оно простое, но на суде, вполне возможно, появятся какие-то подробности, которые поразят общество. 

Завершено расследование дела о покушении на заместителя акима Шымкента Руслана Берденова, сообщает пресс-служба прокуратуры города. 

Об этом рассказала газета «Жас Алаш» в публикации «Берденовке жасалған қастандық: іс жақын арада сотқа жолданады» — «Покушение на Берденова: дело скоро передадут в суд»

Газета сообщила следующее: «Следствие завершено, стороны знакомятся с материалами дела. После этого дело будет передано в суд, ориентировочно в следующем месяце.

По данным пресс-службы акимата, Берденов пока на работу не вышел.

По данным Шымкентского городского управления полиции, расследование ведется по двум статьям Уголовного кодекса.

— Статья 24, часть 3 УК РФ — Покушением на преступление признаются действия (бездействие), совершенные с прямым умыслом, а также с прямым умыслом, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от лица обстоятельствам;

— Статья 99, часть 2, пункт 6 УК РФ — покушение на убийство, совершенное способом, опасным для жизни других людей.

Данные преступления караются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненным заключением. Наказание назначается в виде конфискации имущества или по решению суда.

Напомним, покушение произошло 21 апреля. В заместителя мэра выстрелили пятью выстрелами из винтовки, когда он выходил из здания мэрии. Преступником оказался его бывший подчиненный Ернар Жиембай.

По имеющимся данным, Ернар Жиенбай, директор компании «Тургын уй Шымкент», входящей в состав городской администрации, подвергся критике со стороны Берденова во время заседания и был удален из зала. После этого инцидента чиновник приказал провести расследование деятельности компании и принял решение об увольнении Жиенбая. По данным следствия, именно эти обстоятельства могли стать основной причиной нападения.

В начале прошлого месяца, в мае Руслан Берденов впервые выступил публично, выразив благодарность врачам и поделившись успехами своего лечения». 

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Топ-тема