Общество

О кнутах и пряниках: кто «редактирует» национальные традиции?

Виктор Майлин

09.06.2025

Обзор казахской прессы

«Креативные» проводы

Два небольших, но весьма обсуждаемых материала на неделе коснулись такой темы, как трансформация национальных традиций. Речь не об их забвении, в чем обычно обвиняют русскоязычных казахов и в целом казахов, которые как бы выпали не только из лона родного языка, но и из более широкого национального уклада и культуры. Дискуссии велись вокруг более опасной тенденции — когда вполне себе «нагыз», то есть, настоящие казахи, представители национальной культурной прослойки, творят всяческую дичь. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Бабушки бывают разные

Как Майя Бекбаева ранила казахов

Турсунову стало «трудно дышать» в Казахстане. Снова…

Например, очень живо в соцсетях и в интернет-изданиях обсуждается эпизод из так называемого «ұзату той». Дело в том, что сегодня казахи в массе своей по всей республике возродили древнюю традицию двух брачных торжеств за короткий промежуток времени. Сначала банкет устраивает сторона невесты, именно он и называется «ұзату той»: это традиционные казахские проводы невесты в новую семью, которые устраивают перед основной свадебной церемонией. После «ұзату той» грядет основной банкет, который проводит уже сторона жениха.  

Так вот, известный эстрадный исполнитель Сәкен Майғазиев женил своего сына Адилета и ритуальный банкет по случают проводов невесты ее сторона дала в Актау. 

В сценарии такого торжества наступает момент, когда празднество заканчивается и сторона жениха увозит невесту. Обычно парень берет на руки свою будущую супругу и несет в свой кортеж, состоящий из машин, на которых приехали родители и родственники с друзьями жениха. И этот кортеж далее, по обстоятельствам, едет либо прямо домой к жениху, если молодожены живут в одном городе, либо в соседний населенный пункт, либо на вокзал/в аэропорт. В данном случае жених увозил невесту в Алматы. Но в Актау случился любопытный момент — четыре джигита вынесли невесту из ресторана, где проводилось застолье, посадив на ковер. Именно этот момент стал толчком к шумной и горячей дискуссии. 

Одни приветствовали такое новшество, но было и немало противников такого «креатива». Например, издание Тurkystan за подписью обозревателя Нұрлана Әлинұра опубликовало сообщение под следующим красноречивым заголовком: «Қайтыс болған адамды кілеммен көтереді»: Сәкен Майғазиевтің келінінің ұзату тойы қызу талқыға түсті (ВИДЕО)» — «Поднимают (и выносят) на ковре обычно покойника: ұзату той невестки Сакена Майгазиева стало предметом жарких споров». 

Здесь можно еще добавить, что погоня за хлесткими заголовками в журналистике все-таки не всегда уместна. В данном случае, поскольку речь ведется о зарождении новой ячейки общества, светлом и жизнеутверждающем событии, упоминание, по сути, савана (обычно саван закутывается в ковер), пусть даже не единожды написанное в комментариях, — не стоит выносить в заголовок.

Қыз қуу — ненужное вычеркнуть

Электронное издание Рenalty.kz, посвященное спорту, рассмотрело факты непонятной «модернизации» конно-спортивного состязания «кыз куу»: «Қыз қуу» — қазақтың ұлттық ойыны емес пе? Этнографтың пайымы» — «Разве кыз куу перестало быть казахской национальной игрой?» 

Суть игры в том, что на двух лошадях скачут девушка и парень. Первая убегает, а второй должен догнать и поцеловать всадницу. Если сумеет, то выиграл, если же нет, то девушка имеет право отхлестать его на скаку нагайкой. 

Но сегодня почему-то правила чрезмерно упростили: парень догоняет девушку и… может отхлестать ее плетью. Разумеется, удары могут или должны быть чисто символическими, но ведь в любом случае это — серьезное изменение вековых правил данной конноспортивной забавы казахов…  

Журналист Сая Нұрғалиева приводит мнение этнографа Баяхмета Жұмабайұлы, который объясняет, что такие «выверты» — это полное извращение национальных традиций. Причем, это комплексная проблема. Например, идут большие нарушения в национальной одежде в плане нанесения тех или иных аппликаций, узоров на национальной одежде, точнее на костюмах, в которые, например, надо облачаться как в некую спортивную форму. А это иначе, чем грубым нарушением, не назовешь. Национальный костюм — это не просто одежда, это яркий индикатор культурной принадлежности, который помогает нам сохранить духовное наследие прошлого. Следовательно, извращать, неправильно расставлять на костюмах древние узоры, которые сами по себе несут тот или иной смысл (а значит и должны иметь полагающееся место) — это не дело, уверен этнограф.

Фото из открытых источников 


Виктор Майлин

Топ-тема