Культура

Универсальная история. «Летучая мышь» с алматинским акцентом

Константин Козлов

27.12.2025

КазНТОБ представил новую версию знаменитой оперетты Иоганна Штрауса

Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая представил новую постановку оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь», которая на протяжении десятилетий оставалась одной из самых узнаваемых и любимых работ в репертуаре театра. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Эффект «Бабочки»: романтика XIX века на сцене в Алматы

В атаку на мельницы. «История двух рыцарей» в Алматы

Декамерон в психушке. Театральный сдвиг по фазе

Обновленная версия придала хорошо знакомому спектаклю более яркий, зрительский и визуально насыщенный облик, сохранив при этом музыкальную и драматургическую основу классического произведения.

Сюжет оперетты, напомним, строится вокруг семейной интриги: добродетельная жена, уставшая от легкомысленного поведения супруга, решает проучить его, появившись на бале-маскараде под чужой личиной. В маске летучей мыши она становится объектом всеобщего восхищения и, сама того не раскрывая, заставляет мужа вновь влюбиться — на этот раз искренне и без привычного самодовольства. За внешней легкостью и юмором скрывается история о доверии, ревности и попытке сохранить чувства, пройдя через испытание маскарадом и самообманом.

В новой постановке «Летучая мышь» зазвучала свежо и динамично, сделав акцент на праздничности, театральной игре и зрелищности. Существенно изменилось визуальное решение спектакля: декорации стали масштабнее и выразительнее, сценическое пространство — более подвижным, а костюмы подчеркнули атмосферу классической Вены с ее балами, салонами и светским блеском. Все это усилило эффект присутствия и превратило спектакль в цельное, визуально насыщенное действие.

Особое внимание было уделено ансамблевой игре и взаимодействию солистов, хора, балета и оркестра. Постановка объединила опытных артистов театра и исполнителей, которые лишь недавно начали свой сценический путь, что придало спектаклю дополнительную живость и внутреннюю динамику. 

Наш оперный театр не так часто принимает к постановке оперетты, а там, как известно, важен не только вокал, но и сценическая речь. А это все-таки вещи довольно-таки разные. Но специально для этого в качестве своего рода тренера была приглашена Народная артистка Казахстана, ведущая актриса ТЮЗа имени Сац Ольга Коржева.  

В результате «Летучая мышь» предстала не музейным экспонатом репертуара, а живым, актуальным произведением, способным одинаково увлечь как постоянных театральных зрителей, так и тех, кто приходит в оперу за легким, праздничным настроением.

«Здесь изменилось все: декорации, костюмы и даже состав солистов — кто и какую роль исполняет. Для нас это будет очень необычный опыт. Тем более, когда приходится работать в разных образах: каждый раз — другой персонаж, другие эмоции. Важно вовремя самому это прочувствовать и передать зрителю так, чтобы он понял именно то, что ты хочешь сказать со сцены», — делится Наргиз Сатмухамбетова, солистка оперы КазНТОБ имени Абая. 

Обновленная версия подчеркнула универсальность оперетты Штрауса, которая уже почти два столетия не сходит со сцен ведущих театров мира. При всей легкости жанра спектакль затрагивает темы, остающиеся узнаваемыми и сегодня: хрупкость семейного равновесия, силу иллюзий и способность любви возрождаться, если дать ей шанс.

Новая постановка стала своеобразным подарком для алматинских зрителей. Первые посетители обновленной версии остались весьма довольны постановкой и устроили десятиминутную овацию.

И хотя «Летучая мышь» принадлежит к числу «беспроигрышных» постановок, на которые в любом случае пойдет публика, все равно создатели новой версии не стали делать постановку ради постановки, а подошли к делу с новых позиций. 

«Дело в том, что «Летучая мышь» — это произведение очень популярное и идет на самых крупных оперных сценах, например в Ковент-Гарден, где на балу Орловского выступают самые известные звезды. Нам казалось, что театр Абая — это театр такого же уровня, поэтому нам хотелось сделать классическую Вену, с костюмами, которые можно увидеть в самых изысканных салонах. Была сделана коллекция белых бальных платьев и многое другое. Хотелось, чтобы зритель получил большое впечатление», — рассказал Вячеслав Окунев, художник-постановщик спектакля, художник по костюмам, Народный художник РФ.

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Топ-тема