Культура

Тернистый путь «Кадета»: от «Оскара» до Роскомнадзора

Константин Козлов

12.12.2025

Казахстанский фильм удалили из российских онлайн-кинотеатров

Казахстанский кинематограф, несмотря на все его успехи на международной арене, часто сталкивается с непростым путем к зрителю. И в этой череде трудностей фильм, снятый культовым уже, кажется, Адильханом Ержановым, «Кадет», иначе как многострадальным не назовешь. Картина, которая должна была стать гордостью страны, с самого начала будто попала в водоворот неразрешимых проблем.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Голливуд отменил Казахстан. Гринч, укравший «Оскар»

Пиар на грани фола. Что произошло с сериалом Offside?

Смех сквозь ужас: страшные сказки аула Каратас

Еще до выхода на онлайн-платформах «Кадет» пережил весьма дозированный казахстанский прокат, а осенью прошлого года оказался в центре громкого скандала с выдвижением на премию «Оскар». Изначально фильм был выдвинут на соискание в категории «Лучший международный полнометражный фильм». Однако вскоре после объявления он был снят с номинации Национальной киноакадемией. Причиной стал, казалось бы, формальный, но абсолютно непреодолимый барьер: один из ключевых членов съемочной группы числился членом оскаровского комитета Казахстана. Речь об операторе Еркинбеке Птыралиеве. Публичный его отказ от голосования при выдвижении картины от Казахстана на «Оскар» не устроил группу активистов под названием Лига кинематографистов Казахстана. Они подняли активную кампанию в соцсетях, напирая на то, что даже само участие члена съемочной группы в составе жюри, голосующего в категории, на которую претендует фильм, автоматически ведет к дисквалификации. Таким образом, амбиции ленты, уже показанной на ряде престижных международных фестивалей, были буквально перечеркнуты из-за внутреннего конфликта интересов и, как некоторые полагают, личных неприязненных отношений. 

И вот, когда казалось, что все невзгоды позади и фильм наконец-то обрел свой дом в российских онлайн-кинотеатрах, а именно на «Кинопоиске» и «Иви» с 27 ноября, возникли проблемы и на платформах. Спустя всего неделю после релиза пользователи обнаружили, что «Кадет» бесследно исчез. Как выяснилось, картина была удалена по требованию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора, РКН).

Причина оказалась неожиданной и продиктованной буквой закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: в фильме были обнаружены сцены, пропагандирующие самоубийство. Ведомство потребовало от стримингов немедленно удалить фильм или вырезать спорные эпизоды. Любопытно, что у части подписчиков платформы «Иви» «Кадет» еще остается в доступе. Более того, в качестве альтернативы для просмотра фильм, к слову, недавно дополнительно выложили еще и на казахстанской платформе Unico Play.

Что до удаления с «Кинопоиска», его представители подтвердили факт и объяснили ситуацию в своем официальном заявлении: 

 

 

«Картина «Кадет» была временно снята с показа по требованию РКН в связи с наличием в ней сцен, подпадающих под статью о запрете пропаганды самоубийств. Мы ведем работу с правообладателем фильма по внесению необходимых правок и надеемся, что после вырезания или коррекции спорных фрагментов лента в ближайшее время вернётся в нашу библиотеку».

Эта ситуация в очередной раз поднимает вопрос о тонкой грани между искусством и цензурой. Но если вспомнить творческую судьбу самого Адильхана Ержанова, то скандалы ей сопутствовали неоднократно, словно тень, неотделимая от его таланта. Начать с того, что его нашумевшую картину «Хозяева» 2014 года бывший министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы, ныне отбывающий заключение, открыто назвал «фильмом, позорящим страну». А при вручении одной из кинопремий сам Ержанов прямо намекнул на коррупцию, заявив, что тогдашнее руководство студии «Казахфильм» при выделении бюджета на его следующий фильм требовало у него и его продюсера «откат».

Напомним, сюжет фильма «Кадет» разворачивается в фирменном для Ержанова месте действия — затерянном среди степей ауле Каратас. 

В центре истории — молодая мать-одиночка Алина, которая устраивается преподавателем истории в престижную военную академию Каратаса. Одновременно с ней курсантом этого же заведения становится ее сын, подросток Серик. Мальчика берут в училище, используя связи и высокое звание его отца — высокопоставленного генерала, который, однако, давно не участвует в жизни сына.

Серик, отличающийся худобой и длинной челкой, моментально становится жертвой буллинга. Директор училища первым публично оскорбляет мальчика, называя его «девчонкой», и эта травля быстро подхватывается другими кадетами.

При этом с появлением Серика в школе (где до этого уже произошло одно самоубийство) начинается череда загадочных кровавых инцидентов, которые выглядят как суициды. Алина, наблюдая, как сын меняется не в лучшую сторону, и видя зловещие отметины на его теле, начинает подозревать, что Серик может быть причастен к смертям. Единственным, кто пытается ей помочь, становится следователь Биржан, чьей работе активно мешает руководство академии.

Критики быстро определили жанр «Кадета» как постхоррор с четким антимилитаристским посланием. Фильм использует мрачные визуальные метафоры, чтобы вскрыть гнойник армейской иерархии и «истошно маскулинных образов». Как отмечали рецензенты, здесь «тотальный тоталитарный мрак» прослоен частными ужасами. Трагическая волна смертей в Каратасе, по сюжету, происходит с определенной периодичностью и всегда связана с военными конфликтами (намеки на реальные войны вполне прозрачны и легко читаются). 

Учитывая все это, Telegram-канал «Боимся тоскливого кино» резюмировал: 

«Учитывая, по скольким болевым точкам Адильхан тут прошелся (как явно, так и более хитроумно), снос «Кадета» с цифровых площадок реально был вопросом времени. Спасибо за лимитированный показ...

Зрителям же остается только надеяться, что многострадальный «Кадет» скоро вернется на экраны для российской публики, пусть и в слегка измененном виде, и его создатель сможет сосредоточиться на творчестве, а не на борьбе с очередной системой».

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Топ-тема