Общество

Против плача: о вреде травматического национализма

Ермек Ниязов

20.07.2025

«Плачущий национализм» не приводит к мобилизации, росту или субъектности

В казахстанском публичном пространстве прочно укоренилась одна особая форма национализма- национализм плача. Это не радикализм и не этнофанатизм, а скорее хронический ритуал самосожаления. Он строится на трех главных модулях: нас обманули, нас лишили, нас не уважают.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

От службы к верности: как Орда породила «многонациональный народ»

Кодекс казахстанца: восемь ингредиентов величия

Национальный миф: от памяти страдания к утверждению достоинства

Этот тип мышления выглядит патриотическим, но по сути является деструктивной формой комплекса неполноценности, застрявшего в состоянии вечной жалобы.

Вопреки кажущейся искренности, «плачущий национализм» не приводит к мобилизации, росту или субъектности. Он культивирует образ нации как вечной жертвы:

  • жертвы колониализма;
  • жертвы урбанизации;
  • жертвы русскоязычия;
  • жертвы глобализации.

Плач заменяет проект.

Обида подменяет программу.

Месть становится симуляцией стратегии.

Парадоксально, но риторика «нас угнетали» — это отзеркаливание колониального нарратива, только с перевернутым знаком.

В обоих случаях казах оказывается объектом, а не субъектом.

В одном — дикарь, нуждающийся в цивилизации.

В другом — жертва, нуждающаяся в компенсации.

Вместо того чтобы выйти на позицию деятельной нации, нация запирается в роли вечного потерпевшего.

Травматический национализм не строит. Он вспоминает.

Он не реформирует — он рефлектирует.

Он не возвращает утраченное — он требует признания утрат.

В нем нет проекта будущего. Есть только архив боли.

Но нации не живут ради компенсации. Они живут ради реализации.

Современный казах должен освободиться от соблазна говорить о себе языком боли.

Быть казахом — это не страдать, а нести ответственность: за язык — не жалуясь, а говоря на нем, за землю — не обвиняя, а развивая ее, за культуру — не оплакивая, а производя ее.

Плачущие националисты не способны вести.

Они могут только звать назад.

Настоящий казахский национализм — это не рефлексия обиды, а программа действия.

Это не ритуал потерь, а воля к формированию — языка, государства, субъекта.

Мы не должны оплакивать то, что потеряли.

Мы должны создавать то, за что стоит жить.

Фото из открытых источников


Ермек Ниязов

Топ-тема