В казахстанском публичном пространстве прочно укоренилась одна особая форма национализма- национализм плача. Это не радикализм и не этнофанатизм, а скорее хронический ритуал самосожаления. Он строится на трех главных модулях: нас обманули, нас лишили, нас не уважают.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
От службы к верности: как Орда породила «многонациональный народ»
Кодекс казахстанца: восемь ингредиентов величия
Национальный миф: от памяти страдания к утверждению достоинства
Этот тип мышления выглядит патриотическим, но по сути является деструктивной формой комплекса неполноценности, застрявшего в состоянии вечной жалобы.
Вопреки кажущейся искренности, «плачущий национализм» не приводит к мобилизации, росту или субъектности. Он культивирует образ нации как вечной жертвы:
- жертвы колониализма;
- жертвы урбанизации;
- жертвы русскоязычия;
- жертвы глобализации.
Плач заменяет проект.
Обида подменяет программу.
Месть становится симуляцией стратегии.
Парадоксально, но риторика «нас угнетали» — это отзеркаливание колониального нарратива, только с перевернутым знаком.
В обоих случаях казах оказывается объектом, а не субъектом.
В одном — дикарь, нуждающийся в цивилизации.
В другом — жертва, нуждающаяся в компенсации.
Вместо того чтобы выйти на позицию деятельной нации, нация запирается в роли вечного потерпевшего.
Травматический национализм не строит. Он вспоминает.
Он не реформирует — он рефлектирует.
Он не возвращает утраченное — он требует признания утрат.
В нем нет проекта будущего. Есть только архив боли.
Но нации не живут ради компенсации. Они живут ради реализации.
Современный казах должен освободиться от соблазна говорить о себе языком боли.
Быть казахом — это не страдать, а нести ответственность: за язык — не жалуясь, а говоря на нем, за землю — не обвиняя, а развивая ее, за культуру — не оплакивая, а производя ее.
Плачущие националисты не способны вести.
Они могут только звать назад.
Настоящий казахский национализм — это не рефлексия обиды, а программа действия.
Это не ритуал потерь, а воля к формированию — языка, государства, субъекта.
Мы не должны оплакивать то, что потеряли.
Мы должны создавать то, за что стоит жить.
Фото из открытых источников