Общество

И грянул декабрь: протест генерала Калматаева

Айгуль Омарова

16.12.2025

Мурат Дуйсембинович Калматаев — гражданин, патриот, личность

В день, когда Казахстан отмечает свою независимость, нужно вспомнить о людях, которые ее строили. Один из них — Мурат Дуйсембинович Калматаев. На фоне генералов, коих оказалось немало среди депутатов Верховного Совета 12-го и 13-го созывов, Мурат Дуйсембинович Калматаев выделялся. И не только ростом, статью, но и тем, как и что говорил. Большинство таких генералов были незаметны среди депутатской массы, да и на трибуне их видели нечасто. Не таким оказался генерал-майор Калматаев. И при этом мало кто из коллег знал, что у этого человека воистину героическая биография.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Он мог стать другим человеком. Грани Заманбека Нуркадилова

Погружение в историю. За кулисами референдума-1995

Аксакал новой формации

Все начинается с детства

Авторы книги «Дорогу осилит идущий», вышедшей в 2000 году, начали ее с интервью с самим героем — Муратом Калматаевым. Один из авторов — Нарбин Кенжегулова, будучи родом из Восточного Казахстана, много слышала еще в детстве о врачевателе Дюсенбі, об озере, носящем имя этого человека. Об этом написал писатель-фронтовик Ади Шарипов в своей повести «Шипагер» («Целитель»). И потому интервью с Муратом Калматаевичем они начали с вопроса, что он знает об этом врачевателе и озере, посещение которого буквально ставит людей на ноги, возвращая им здоровье. Оказалось, что, действительно, известный на весь Восточный Казахстан врачеватель Дюсенбі — отец генерала. Но Мурату не было и пяти лет, когда отца не стало. 

Было много еще потерь в детстве, но всегда звучало: «Это сын Дюсенбі». Естественно, уронить имя отца Мурат не мог и поэтому старался соответствовать тому, каким бы отец хотел видеть сына. Оттуда, из детства, внимание к людям, забота о тех, кто рядом, и неистребимая жажда справедливости.

Когда учение впрок 

А еще Мурат вслед за отцом стремился получать знания всегда. Поэтому учился в КазГУ им. С.М.Кирова (сейчас КазНУ им. Аль-Фараби), и в Карагандинской школе милиции, и в Высшей партийной школе. Широта кругозора, глубокие знания и умение говорить и писать пригодились на работе в милиции. Наверное, его карьера здесь была бы быстрой, если б не 1986 год.

1986 год стал судьбоносным в жизни Мурата Дуйсембиновича. Ему присвоили звание генерал-майора, он стал начальников политотдела МВД республики. Но грянул декабрь. 

 «Декабрист»  

Вот что он сам рассказал авторам книги «Дорогу осилит идущий»: 

«Но о том, что в те декабрьские дни я пытался защищать беззащитную молодежь и за это попал в опалу, я нисколько не жалею. Я просто пытался быть на стороне правды и справедливости. Ведь даже раненных военнопленных сначала лечат, а затем только судят. А тут мирную, собственную молодежь, наших детей, начали зверски избивать и унижать только за то, что они посмели выразить свое мнение!»

Сначала, как вспоминал Мурат Дуйсембинович, на площади перед зданием ЦК Компартии все было довольно мирно. Молодежь собиралась, людей становилось все больше. Сам он сначала пробовал убедить собравшихся разойтись, но те требовали выхода Колбина к ним. Геннадий Колбин, назначенный Михаилом Горбачевым первым секретарем ЦК Компартии Казахской ССР, не вышел к протестующим. Зато в ход пошли дубинки и водометы, тогда и протестанты стали оказывать сопротивление. 

Генерал Калматаев своими глазами видел, как избивали девушек и парней. А в госпиталь и в больницы увозили милиционеров, якобы раненных демонстрантами. Мурат Дуйсембинович специально поехал в госпиталь, чтобы увидеть пострадавших бойцов. Каково же было его удивление, когда он встретил вполне здоровых людей. Вот тогда он стал протестовать против избиения демонстрантов, обвинения их в националистических настроениях. Но так открыто выражать свое мнение генерал-майору, да ещё начальнику политотдела, конечно, не полагалось. 

В этой же книге Мурат Дуйсембинович вспоминал: «Многие мои коллеги отворачивались от меня, будто не узнавали меня, будто я прокаженный. Меня перестали принимать министр и в Центральном Комитет партии. Будто всем вдруг одновременно стало невдомек, а существует ли генерал Калматаев на белом свете…»

Афганистан

Но поскольку уволить не могли, так как служба генерала было безупречна, через полтора года было принято решение направить его советником в Афганистан. Надо заметить, что генералов среди многочисленных советских советников афганских друзей не было. Генерал Калматаев стал первым. 

К сожалению, и об этой странице в жизни генерала Калматаева мало что известно. Одно понятно, что храбрости ему было не занимать. Свидетельством тому стали орден Красной Звезды и награды Афганистана — ордена «Звезда», «Дружбы народов», «На страже границы». 

Суверенитет           

В 1989 году Мурата Дуйсембиновича возвращают домой. Его назначают начальником УВД Семипалатинской области, избирают депутатом Верховного Совета 13-го созыва. В 1995 году становится советником министра внутренних дел. И в эти же годы Мурат Дуйсембинович начинает заниматься общественными делами. 

Он одним из первых выступает против продажи земли и отправки специалистов в Афганистан. Наверное, не все могут понять, а что такого, если казахстанские специалисты поработают в Афганистане. Но так могут рассуждать те, кто плохо разбирается в геополитической ситуации и мало знает о том, что происходит на самом деле в этой стране. Генерал Калматаев прекрасно знал, чем может обернуться такая работа наших специалистов. И он одним из первых подал голос против такой отправки. Зато тем ребятам, кто воевал в Афганистане, он оказывал помощь до самой кончины.

Многолетний руководитель объединения воинов-интернационалистов Мурат Абдушкуров о своем старшем товарище говорит с уважением и даже восхищением:

— Генерал-майор Калматаев — фигура совершенно особая в Казахстане, о чем иногда забывают. Не все, к примеру, знают, что он не случайно был советником в Афганистане. Это человек чести, человек слова. Если сейчас спросить у молодых людей, что такое честь, то многие и не ответят. А Мурат Дуйсембинович был именно человек чести, тот человек, который всей душой болел за свое дело, за свой народ, за свою страну. 

В декабре 1986 года мало кто осмелился бы выйти в форме на площади тогдашней Алма-Аты. А Мурат Дуйсембинович в своей генеральской форме стоял между солдатами и молодежью. И требовал от следователей, оперативных работников, чтобы все дела по декабрьским событиям рассматривались объективно, без предвзятости. За такие требования его посчитали неудобным генералом, националистом и отправили в Афганистан. Там он был советником в министерстве внутренних дел — Царандое. 

Генерал Калматаев был в зрелом возрасте тогда. Если я мальчишкой попал в Афганистан и потому многое легче переносил, то ему было намного труднее. Но Мурат Дуйсембинович с честью исполнил свой воинский долг. И вернулся с наградами не только СССР, но и Афганистана. 

Всем нам генерал Калматаев был наставником, старшим другом. Мурат Дуйсембинович всегда повторял: «Надо идти вперед, не стоять на месте, только так можно достичь цели, которую ставим перед собой».

Лично для меня генерал Калматаев был человеком, на которого всегда можно было положиться. Какие бы мероприятия я ни проводил, Мурат Дуйсембинович не просто давал советы, как лучше организовать, но и сам помогал проводить акции. Помню, что первый наш митинг мы проводили в парке Family. Он лежал тогда в госпитале, но на мою просьбу поддержать откликнулся мгновенно и прямо из госпиталя приехал на митинг, выступил, а потом вернулся обратно в госпиталь. 

Мне вспоминается одна фраза Теодора Рузвельта о патриотах. Он сказал, что патриот – человек, который готов умереть за свою страну и свой народ, но верх патриотизма — это, когда он посвящает всю свою жизнь служению Родине и своему народу. Мурат Дуйсмбинович и есть сверхпатриот, который посвятил всю свою жизнь служению Родине и своему народу.

Генерал Калматаев до последних своих дней защищал ребят, которые прошли через Афганистан. Если к нему обращались с какой-то просьбой, и он мог помочь, он всегда шел навстречу.

Говорят же, что человек живет, пока о нем помнит. Генерала Калматаева 

помнят все, кто воевал в Афганистане. Хочу подчеркнуть, что Мурат Дуйсембинович уже в суверенном Казахстане занимал различные должности, был депутатом Верховного Совета. Но всегда оставался открытым и доступным. Нам его очень не хватает сегодня. 

Я думаю, что такие люди, как генерал Калматаев, — это легенды. А на легендах должны воспитываться подрастающие поколения

***

В суверенном Казахстане генерала Калматаева наградили орденами «Парасат» и «Курмет», медалью «Шапагат».

И я не могу не согласиться с Муратом Абдушкуровым, что Мурат Дуйсембинович был примером патриотизма, служения своему Отечеству. Его жизнь — образец того, как надо понимать патриотизм. Академик Дмитрий Лихачев в своих записях отмечал: «Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим». Именно это пытался доказать еще в 1986 году генерал Калматаев. 

Сегодня из-за обилия людей, бьющих себя в грудь, что только они истинные патриоты, нивелируется само понятие патриотизма. Между тем, таких людей метко прозвали «нацпопы», потому что много шума издают, пользы родной стране и народу не приносят. Генерал Калматаев был настоящим патриотом — тем, кто каждый день работал на благо страны. 

В 2026 году будет 35 лет со дня государственного суверенитета Казахстана. Хорошо бы вспомнить всех тех, кто строил эту независимость. И имя генерала Калматаева должно быть в первых рядах. 

Фото из открытых источников


Айгуль Омарова

Топ-тема