В истории медицины Запада существует феномен, едва ли совместимый с современными представлениями о врачебной этике и рациональности. Речь идет о медицинском каннибализме, практиковавшемся в Европе на протяжении нескольких столетий — примерно с XV до XVIII века. Употребление в лечебных целях забальзамированных человеческих останков было не ритуальным, а вполне утилитарным явлением, в котором участвовали и врачи, и пациенты, включая представителей интеллектуальной и аристократической элиты.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Казахские имена как аналог римской familia
Имя Знамени: поэтические названия флагов и культурный код нации
Происхождение этого явления связано, в частности, с ошибочным толкованием восточных медицинских источников. Во времена испанской Реконкисты и позднее в Европу поступили арабоязычные трактаты, содержавшие многочисленные ссылки на чудодейственное средство под названием «mumia». В арабо-персидской и греко-арабской традиции под этим словом понималось мумие — натуральный горный субстрат преимущественно органо-минерального происхождения, образующийся в высокогорных расщелинах и использовавшийся в медицинских целях как средство общего укрепляющего действия.
Однако в латинском переводе термин «mumia» был истолкован буквально — как обозначение мумифицированного тела. Совпадение звучания с европейским словом «mummy» привело к тому, что восточное лекарственное средство стали идентифицировать с египетскими мумиями. Более того, в позднейшей рецептуре словосочетание «mumia vera aegyptiaca» стало обозначать порошок, получаемый из тел, извлеченных из древнеегипетских саркофагов, который использовался как универсальное лекарство — от головной боли, чахотки и кровотечений до импотенции и «порчи».
Со временем, по мере исчерпания запасов «аутентичных» мумий, европейцы перешли на местные источники человеческого материала: останки казненных преступников, высушенные мозги, кровь, жир. Кровь казненных собирали прямо с эшафота, пока она была «теплой и жизнеспособной», и употребляли в пищу либо в растворенном виде — например, в вине. Во Франции времен Людовика XIV такие «микстуры» продавались при аптеках и считались престижным средством.
К XVIII веку медицинский каннибализм стал восприниматься как научно и нравственно сомнительная практика, но и тогда окончательно не исчез. Согласно исследованиям Кэтрин Парк и Луизы Нобл, в ряде регионов Германии и Англии он сохранялся в виде народной медицины вплоть до XIX века. Более того, факт участия в подобных практиках философов и ученых — таких, как Фрэнсис Бэкон или Роберт Бойль — подтвержден в их собственных письмах и рецептурных записях.
Таким образом, каннибализм в медицинской культуре Европы был не маргинальным извращением, а следствием системной ошибки интерпретации и трансляции знаний, породившей устойчивый псевдонаучный консенсус. Фатальная ошибка в переводе — восприятие «mumia» как человеческой мумии, а не мумие — стала причиной массового и длительного внедрения антропофагии в европейскую фармакопею.
Эта история служит мощным примером того, как недопонимание и лингвистическая путаница могут повлиять на культурные и научные практики целых эпох, и поднимает важные вопросы об ответственности переводчиков, об источниках легитимности знаний и о границах между наукой, верой и суеверием.
Фото из открытых источников