Аналитика

Может ли РК помочь в деэскалации ядерного кризиса в Иране?

The National Interest

02.07.2025

В условиях роста напряженности в Каспийском регионе наследие Казахстана в области нераспространения и многовекторная дипломатия позволяют ему выступать посредником в отношениях с Ираном и поддерживать региональную стабильность в условиях ядерных и экономических рисков.

Когда мир затаил дыхание, гадая, не закроет ли Иран Ормузские проливы в Персидском заливе и не погрузит ли мир в экономический хаос, на севере Ирана также кипела напряженность. Каспийское море, к которому прилегают Иран, Россия, Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, уже давно стало полем битвы за геостратегическое влияние. 

Государства Центральной Азии надеются использовать Каспийское море в обход Ирана и России посредством экономической артерии через Кавказ, известной как «Средний коридор». Китай выступает за такой маршрут, чтобы торговать с Европой, не опасаясь американской блокады. Интерес Америки к этому маршруту заключается в том, что он может изолировать Иран и Россию одновременно.

Роль Казахстана в ирано-израильском кризисе

Казахстан предупредил об ухудшении безопасности в Каспийском регионе после военных ударов США по Ирану 22 июня. И Россия, и Иран втянуты в войны, которые они не выигрывают, и обе представляют ядерную опасность. Поражение или даже пиррова победа Москвы или Тегерана в любом из этих конфликтов чреваты созданием условий, которые могут привести к бряцанию оружием и военной конфронтации, что потенциально может спровоцировать долгосрочную нестабильность на Кавказе и в Центральной Азии. 

В интересах центральноазиатских государств и западных игроков сохранить спокойствие на Каспийском море. С момента распада Советского Союза в 1991 году регион проводит многовекторную внешнюю политику, направленную на уравновешивание интересов своих более могущественных соседей за счет обеспечения противовеса их интересам со стороны других внешних держав. 

Со времен президентства Нурсултана Назарбаева эти основополагающие принципы стали не только его наследием, но и наследием Казахстана и всего региона. Эти принципы недостижимы, если Каспийское море столкнется с геополитическими препятствиями. 

В этом духе Астана призвала все соответствующие государства как можно скорее достичь соглашения «...о предотвращении распространения ядерного оружия и предоставлении гарантий безопасности государствам, соблюдающим режим нераспространения под международным надзором».

Центральная Азия — зона, свободная от ядерного оружия

Многовекторная внешняя политика Центральной Азии нашла свое применение и в сфере денуклеаризации. Систематическая политика ядерного нераспространения, являющаяся частью комплексного подхода к национальной безопасности, способствует инвестициям внешних держав в региональную безопасность на Каспии. Когда Советский Союз распался, Казахстан унаследовал четвертый по величине ядерный арсенал в мире и один из крупнейших советских атомных полигонов. 

К 1996 году все ядерные вооружения Казахстана были полностью демонтированы при содействии США в рамках программы Нанна-Лугара «Совместное уменьшение угрозы». Эта политика нераспространения, высоко оцененная многими иностранными лидерами, теперь закреплена в основах государственной политики и стала частью неизгладимого наследия страны.

Казахстан пережил трагический опыт десятилетий испытаний ядерного оружия советским режимом, что делает его уникальным собеседником для ядерных амбиций Ирана. В период с 1949 по 1989 год Москва провела 456 ядерных испытаний, в том числе 340 подземных и 116 атмосферных, на Семипалатинском полигоне вблизи северного города Семей. Радиация от взрывов, суммарная мощность которых была равна 2500 атомным бомбам, сброшенным на Хиросиму, стала причиной тысяч смертей и болезней. 

Еще до распада Советского Союза правительство Назарбаева запретило все испытания на территории Казахстана. 29 августа 1991 года он в одностороннем порядке закрыл ядерный полигон, став первой страной в истории, которая навсегда закрыла ядерный полигон. Взяв на вооружение миссию низового антиядерного движения «Невада – Семипалатинск», Назарбаев также начал широкомасштабную международную пропагандистскую кампанию «Проект АТОМ», направленную на запрещение ядерных испытаний во всем мире, в том числе через Организацию Объединенных Наций.

Казахстан также занял активную позицию, чтобы свести к минимуму опасность распространения ядерного оружия в окружающем пространстве. Не имея выхода к морю в регионе, где сосредоточены ядерные державы: России, Китая, Индии и Пакистана, и с возможностью приобретения Ираном ядерного оружия, Казахстан принял два раунда ядерных переговоров P5+1 в 2013 году, что, по словам Государственного департамента США, «сыграло важную роль в усилиях международного сообщества по достижению дипломатического решения по иранской ядерной программе». 

Астана также сотрудничала с Агентством по атомной энергии в создании на своей территории банка низкообогащенного урана, поставляющего уран для гражданских целей. Банк работает с 2017 года, когда первая администрация Трампа отменила Совместный всеобъемлющий план действий с Ираном.

Астана твердо выступает за сохранение и укрепление режима нераспространения, но при этом признает суверенное право Ирана на развитие мирной ядерной энергетики в гражданских целях под международным контролем. Расположенный поблизости банк низкообогащенного урана означает, что у Ирана есть путь к взаимодействию с мировым сообществом. 

Казахстан обезопасит Центральную Азию от ядерной модернизации

Будучи ведущей экономикой Центральной Азии, Казахстан имеет все возможности для того, чтобы сыграть ключевую роль в восстановлении стабильности в Каспийском регионе. За годы независимости страна привлекла в общей сложности 431 миллиард долларов прямых иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность, энергетику, сельское хозяйство и финансовый сектор. Огромные западные инвестиции, привлеченные Назарбаевым в 1990-х и начале 2000-х годов, сыграли решающую роль в развитии современной рыночной экономики и интеграции страны в мировую торговую систему. 

Кроме того, расширение круга заинтересованных сторон за счет масштабных инвестиций США и Европы укрепляет национальную безопасность и стабильность в период кризиса.

Опираясь на экономические достижения страны, президент Токаев поставил цель удвоить ВВП страны до 450 миллиардов долларов к 2029 году, объявив о приоритетах экономического роста страны, включающих новую инфраструктуру, цифровизацию и искусственный интеллект, а также модернизацию сельского хозяйства и развитие транспортного и логистического секторов. Эта политика также направлена на устранение неравенства в благосостоянии. Казахстан также стремится привлечь еще 150 миллиардов долларов к 2029 году.

Токаев также подчеркнул важность Среднего коридора для диверсификации транспортных связей. Из-за санкций экспорт через Россию стал проблематичным, и Астана вкладывает средства в развитие Среднего коридора. Однако каждый кризис открывает новые возможности, и Казахстан может приобрести новое региональное и международное значение перед лицом возникающих вызовов безопасности.

Модель внешней политики Казахстана и его история соблюдения принципов нераспространения могут помочь позиционировать страну в качестве образца для ядерного разоружения и посредника для деэскалации текущих конфликтов.

В своем русскоязычном Telegram-посте политолог Данияр Ашимбаев недавно написал, что в нынешней геополитической ситуации «Казахстан занимает уникальное положение, имея логистику, торговые сети и сбалансированные отношения со многими державами». Многовекторная внешняя политика страны позволила Казахстану сохранить суверенитет и экономическую жизнеспособность в условиях неспокойных геополитических ветров. Остается надеяться, что он сможет развить свое наследие и помочь соседям вернуться на путь к миру. 

Автор: Маргарита Асенова — старший научный сотрудник Джеймстаунского фонда. Она является постоянным автором Eurasia Daily Monitor, посвященной развитию политической и энергетической безопасности на Балканах и в Центральной Азии.

Источник: Can Kazakhstan Help De-escalate Iran’s Nuclear Crisis?

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


The National Interest

Публикации автора

Топ-тема