Культура

Секс, наркотики и Беларусь

Константин Козлов

24.06.2025

В театре АРТиШОК прошла экспериментальная постановка «ночного спектакля» по пьесе анонимного драматурга

АРТиШОК решился на такой эксперимент, дабы привлечь публику, которая считает театр чем-то «олдскульным». Несмотря на то, что аудитория АРТиШОКа вполне открыта театральным экспериментам, иногда даже довольно смелым, все-таки данный спектакль может показаться чересчур радикальным даже его завсегдатаям. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

«Дети мои»: о людях и сказках

Эволюция Чарли Гордона: моноспектакль с тройным дном

Чинуша в раю и другие истории

Премьера экспериментального спектакля под названием Dark Room начинается за час до полуночи. И театр на это время будто возвращается в те времена, когда в его помещении был знаменитый ночной клуб Da Freak. На фэйс-контроле стоит артист Куантай Абдимади и ставить печати на ладони входящих в зал зрителей. Далее почти полчаса рейв-музыки и, собственно, переход к действу. 

Перед нами история детдомовского мальчика из Беларуси. Однажды ему, по собственному признанию, повезло. Его усыновила британская семья, которая не так давно потеряла собственную дочь. Главный герой пересказывает историю своей интеграции в зарубежный мир параллельно с историей своего полового созревания. Оказавшись в сексуально раскрепощенном обществе, он довольно быстро осознает себя как человека нетрадиционной ориентации. 

Далее начинается череда его путешествий по Европе и общение с весьма странными персонажами. Дом приемных родителей он покидает, узнав, что, оказывается, был усыновлен за льготы, которые британское правительство установило для людей, усыновлявших детей из-за рубежа. Далее главный герой превращается в эдакого трикстера, странствующего свободного художника, с которым зритель оказывается то на берлинских хаус-пати, то в наркопритонах. Герой в конечном счете находит свое призвание в стримерстве. 

Однако какой-то финальной точки преобразования персонажа мы не видим. Вместо этого нам только сообщают, что главный герой донатит жертвам и узникам протестов 2020-2021 годов в Беларуси. То есть, согласно драматургу, взросление героя достаточно показать обретением его политической позиции.  

Общий финал пьесы довольно-таки смазанный. В определенный момент нить разговора попросту теряется. И даже непонятно, откуда возникает тема белорусских протестов и чем она обусловлена в данном контексте. Возможно, для автора это важно. Возможно, таким образом хотел показать портрет своего современника. Тем более, что именно по этой причине — участие в протестах — он и не афиширует свое имя. 

Главного героя исполняет сам режиссер спектакля Марк Куклин. С натяжкой это можно считать моноспектаклем. Потому как остальные актеры выполняют лишь вспомогательные функции персонажей, встречавшихся главному герою на его жизненном пути. 

Понятно, что глупо все подгонять под актуальность на текущий момент. И, тем не менее, любопытно подумать , что современному Казахстану эта пьеса если и может подойти, то либо в качестве среза времени (последних довоенных лет), либо в качестве отстраненного рассказа о конкретном человеке с конкретной биографией. 

Основная аудитория спектакля — российские релоканты, для которых проблемы, поднимаемые в спектакле, актуальны именно своей запретностью в их стране. 

Хотя, в принципе, спектакль Dark Room дает повод поразмышлять, насколько левацкая повестка сегодня стала уж если не совсем неактуальной, то представляющейся в совершенно ином свете. Сегодня споры о так называемой квир-идентичности, деколонизации, правах меньшинств и большинств идут совершенно в ином ракурсе, чем четыре года назад. Сегодня, по счастью, снова стало возможно критиковать левацкую западную повестку, «72 гендера», и не выглядеть при этом душащим свободу «фашистом». 

Вообще, как кажется многим, элементарное правило, что каждый имеет право на собственное мнение и на собственные творческие высказывания, стало забываться. Одним кажется, что высказываться на запретные или неудобные темы вовсе нельзя. Другим — что отзывы на эти самые высказывания должны быть исключительно только положительными, а в противном случае вы мракобес и реакционер. Думается, от подобного дуализма давно пора отходить. И этот спектакль — хороший повод для дискуссии, коих в последнее время серьезно поубавилось. Конструктивные споры заменили срачи в соцсетях и жизнь в информационных пузырях. Так вот, выходить периодически из собственных информационных и культурных пузырей — очень и очень полезно.

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Топ-тема