Культура

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

Константин Козлов

23.04.2024

На территории нашей страны нет ни одного памятника жертвам Первой Мировой войны. Казалось бы, это очевидно. Казахские земли не пострадали напрямую от Первой Мировой войны. Однако эта мировая катастрофа породила множество драматических событий, которые определили непростую судьбу Казахстана в XX веке.

Своеобразным памятником, как ни странно, можно назвать нашу Большую Алматинскую станицу потому как именно с ней связаны судьбы людей, сыгравших важные роли в событиях Первой Мировой войны.

Как жил Казахстан накануне Первой Мировой войны. Большинство населения, конечно, вело кочевой образ жизни - однако казахская степь медленно, но верно осознавала необходимость перехода на оседлость. Поэтому казахстанские города переживали бум роста. Семипалатинск, Уральск, Акмолинск (нынешняя Астана), Верный постепенно приобщились к новейшим благам цивилизации. Они переживали бум торговли - благодаря предприимчивым купцам в городе можно было найти что угодно. Мы уже неоднократно писали о верненских купцах. Во многих домах появлялись телефоны, по улицам вместе с верблюжьими караванами, конскими экипажами и дилижансами уже начинали разъезжать первые Руссобалты и Роллс Ройсы.

Начинался железнодорожный бум - через территорию Казахстана прошел Транссиб и железная дорога Оренбург - Ташкент, связавшая среднюю Азию с европейской частью России. Вдоль нее быстро росли новые города и возрождавшись старые. До сих пор в Туркестане, Кызылорде, Арыси, Казалинске можно увидеть огромные дворцы - вокзалы в колониальном стиле.

Начали, было тянуть железную дорогу и к Верному (Алматы). Городские купцы и чиновники негодовали - как же так, вторая столица Туркестана и по-прежнему не соединена железной дорогой с основной частью империи. Эту неисправность начали быстро исправлять и стали тянуть рельсы к городу сразу с двух сторон - с Семипалатинска и Арыси. Но продвинулись недалеко. А скоро и вовсе забросили и вернулись к этому лишь 13 лет спустя. Почему бросили – сегодня уже понятно. Хотя, как это часто бывает с большими войнами казалось, что ничего не предвещало. Хотя предвещало многое.

Информация в те времена распространялась, во-первых, гораздо медленнее, а во-вторых, совершенно непохоже на то, как это происходит сейчас. Недавно появившееся в ту пору радио считалось не СМИ, а настоящим чудом техники. И считалось, что нужно оно в первую очередь военным. А ничего остального, к чему мы привыкли сегодня и близко не было. По телевизору не выступали политологи, не существовало соцсетей и, соответственно, «диванных экспертов». Правда, пожалуй, они все же были. Хотя и не назывались так. В любой чайхане, в любой пивной, в любом кафе-шантане. Но слушали их единицы. Поэтому на маленькое сообщение в такой-то газете об убийстве австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараеве мало кто обратил внимание.

Что думали жители казахской степи и верненцы в частности? Что это вряд ли их вообще коснется. Сейчас уже можно понять: как же они были неправы! Хотя в первые месяцы первой мировой действительно можно было так подумать. Благословления уходящих на фронт добровольцев и призывников, благотворительные концерты в поддержку раненых - возможно верненцы думали, что этим дело не ограничится. Это была наивность.

Хотя уже в первые месяцы войны масштабы ее уже были не маленькими. Мобилизовывать, отправлять на фронт стали даже и из таких далеких мест как казахские степи. Стоит уточнить, что на фронт отправляли только европейских национальностей. Казахи, киргизы, узбеки призыву не подлежали. Это длилось еще с 1907 года, когда народы Сибири и Средней Азии считались - как тогда это называлось «политически незрелыми». Они были лишены избирательных прав. Ну а запрет на призыв в армию коренного населения был одним из неписаных правил лояльности казахов Российской империи. И хотя, чем ближе к войне, тем чаще эту норму пытались пересмотреть. Подумывали о создании отдельных казахский кавалерийских частей. И тем не менее, решения принято не было, и казахов в массовом порядке на военную службу так и не призывали.

Любопытно, но именно из Туркестана на фронт отправится один из ключевых персонажей первых месяцев войны. А именно генерал Александр Васильевич Самсонов. Будучи генерал-губернатором Туркестана Самсонов был еще и наказаным атаманом Семиреченского казачего войска. К слову, дом наказного атамана по сей день стоит в большой Алматинской станице на пересечении улиц Ашимбаева и Куратова. Конечно, он не жил здесь постоянно, но то, что бывал – безусловный факт.

Александр Васильевич Самсонов был назначен в Туркестанский край в 1909 году. И понял, что его новое место назначения, мягко говоря, сильно отличается от предыдущих его мест службы. Удаление Туркестана от центра империи играло на руку самодурству местных чиновников – управы на них фактически не было никакой. Самсонов пробыл на посту пять лет и увидел, какая пропасть лежит между чиновниками переселенцами и местным населением. Местные чиновники, которым по должности полагалось решать проблемы местного населения не знали казахского языка. Чаще всего переводчиками выступали окончившие училища бедные казахи либо выходцы из татарских купеческих семей, которые хотели продвинуться по службе. А также казаки, которые еще с первых волн переселения в Казахстан обычно имели навыки общения с местным населением на их языке.

Причем многих незнание чиновниками языка вполне устраивало - на трудности перевода многое можно было свалить - коррупционные схемы, воровство и прочий бардак, который приходилось объяснять приезжающим проверяющим. Самсонов хотел преодолеть эту пропасть. Он хотел максимально расположить к себе тюркское население и за счет уступок им приобрести определенную лояльность.

А вопрос этот, надо сказать, стоял очень остро. В стране полным ходом шла столыпинская реформа. Крестьянам европейской части России, чтобы решить проблему малоземелья предлагалось выйти из общины и получить земельный надел плюс подъёмные, предусматриваемые для проживания в азиатской части империи. Отрубы - как это тогда называлось изымались из фонда пастбищных земель и передавались крестьянам-переселенцам. Таким образом казахи лишались лучших мест для пастбищ и вынуждены были уходить далеко в степи и в горы. Что не лучшим образом сказывалось на их материальном положении. А вся эта ситуация в принципе не очень хорошо влияла на межнациональные отношения. Часть чиновников игнорировал эту проблему, другая часть напротив - била тревогу. Самсонов относился ко второй части. Он видел всю взрывоопасность ситуации и как мог пытался ее решить.

Например, он открывал в крае Джаддистские школы - то бишь школы, где образование шло в духе модернизированного ислама. Более того, в бытность Самсонова губернатором Туркестана впервые озаботились образованием для мусульманских девушек - неслыханное дело. Как мог Самсонов продвигал и казахскую культуру. Во многом, его усилиями в начале 1914 года в Петербурге увидел свет так называемый «Восточный сборник», где впервые на русском языке опубликовали сочинения Абая и Мыржакыпа Дулатова.

Особое внимание Самсонов уделял орошению пустынных земель: осваивал новые площади под посевы хлопка, бурил в пустынях артезианские колодцы, провел оросительный канал в Голодной степи. Генерал-губернатора Туркестана Александра Самсонова казахи уважительно называли Самсон-батыр, а русские переселенцы и казаки не менее уважительно – Самсон Самсоныч, за богатырскую силу, подобную мощи библейского Самсона. Александр Самсонов с легкостью ломал железные подковы и сминал пальцами медные пятаки. Несмотря на свой изрядный вес (126 килограммов), он органично смотрелся в седле. Казахов и казаков, этих прирожденных наездников, сложно было удивить конным мастерством, но Самсонов в этом отношении их восхищал.

При этом долго балансировать Самсонову не очень удавалось - возобладала линия на усиление давления на мусульман, усиление русификации образования, поощрение дальнейшего переселения и отъёма земель казахов. При этом и у русских в Туркестане дела были, прямо скажем, не сахар. Первым звоночком стало так называемое Туркестанское саперское восстание.

В общем, забот у губернатора был, что называется полон рот. И Самсонов был готов решать их, но как раз в то время, когда нужно было решать накопившиеся внутренние проблемы Самсонов, как талантливый военачальник летом понадобился в другом месте.

Новым наказным атаманом Семиреченского казачьего войска и губернатором всего Семиречья стал Михаил Фольбаум - человек антипод Самсонова, сыгравший крайне отрицательную роль в дальнейших событиях. Впрочем, о нем нужен отдельный разговор.

Даже не успев попрощаться с Туркестаном, Самсонов сразу отправился на фронт. Летом 1914 его прямо с отпуска на Кавказе направили в Восточную Пруссию. Лето и осень 1914 года были крайне противоречивых событий. Русское наступление успешно пошло на юго-западном австрийском фронте - там был взят Львов и вся Галиция. Казалось, что успех сопутствует русской армии и в Восточной Пруссии - куда был отправлен Самсонов. Германия воевала на два фронта - она хотела быстро расправиться с российским наступлением, и обрушить свои силы на Францию и взять Париж.

Вначале все шло по плану: немецкие войска, громя французские и английские дивизии, стремительно продвигались к Парижу. Французский посол пришел к русскому императору со слезной просьбой: начните наступление, оттяните немецкие дивизии с западного фронта, спасите Париж! Русским армиям было приказано наступать на Восточную Пруссию. 2-й армией командовал Александр Васильевич Самсонов, а 1-й армией – его лютый враг генерал Павел Ренненкампф. Приказ о наступлении Самсонов воспринял в упадническом настроении. Он вышел от главнокомандующего фронтом, получив директиву о скоропалительном наступлении. Мужественный человек, он ясно осознавал, что вместе со своей армией предназначен на роль жертвы.

20 августа 1914 года русские войска разгромили два немецких корпуса у местечка Гумбиннен и продвинулись в Восточную Пруссию. Создалась реальная угроза Кенигсбергу. Начальник немецкого генштаба Мольтке считал, что Кенигсберг придется сдать, но, несмотря на его противодействие, с Западного фронта были сняты 12 дивизий и направлены в Пруссию для отражения ударов русских войск. Самсонова, в свою очередь, заваливали царскими телеграммами и приказами командующего фронтом Жилинского: вперед, только вперед! И он с фатальной необходимостью вел свои войска в наступление. В результате образовался стокилометровый разрыв между 1-й и 2-й русскими армиями, чем не преминули воспользоваться немцы. 26 августа германские дивизии обрушились на фланги 2-й армии. 30 тысяч русских бойцов оказались в окружении, куда на коне прорвался генерал Самсонов. Перед этим он сказал штабистам: «Я буду там, где мои солдаты». Положение мог спасти Ренненкампф, но он бездействовал, а потом и вовсе укатил в тыл на автомобиле. Самсонов пытался вывести свои войска из окружения, но это ему не удалось.

Ночью 29 августа на опушке леса Александр Васильевич Самсонов застрелился. Группа офицеров хотела вынести тело своего командира из вражеского расположения, но, к сожалению, сделать это не удалось. Тело погибшего генерала Самсонова было найдено немцами и со всеми воинскими почестями похоронено у фермы Каролиненгоф. Его вдова Екатерина под флагом Красного Креста перешла линию фронта, и немцы указали ей, где находится могила мужа. Она опознала его по медальону, внутри которого Самсонов хранил фотографии жены и детей. Екатерина вывезла останки мужа на родину, он был погребен в селе Егоровка Херсонской губернии.

В этом был грустный символизм, человек с которым связывали столь необходимые Туркестану перемены и реформы погиб на фронте. В буквальном смысле - попал под колеса истории. Это было не самым лучшим предзнаменованием для Туркестана и оно вскоре сбудется. Разразится восстание 1916 года. Но о нем нужен особый разговор…

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Публикации автора

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

И нужен нам берег турецкий!

Читаем сами. В Казахстане бум формата театральных ридингов

Алматы, который мы не знали

Тектурмас. Хадж по-советски

Верненские магнаты: жизнь и судьба

Топ-тема

Другие темы

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии

ГЕОПОЛИТИКА | 30.04.2024

Турция усиливает свои позиции в Прикаспийском регионе

ОБЩЕСТВО | 30.04.2024

Элита Казахстана: психологи для жен, подачки для народа

ПОЛИТИКА | 30.04.2024

Страна равных возможностей