Политика

Центр ответственности: кто должен слышать бизнес Казахстана

Мурат Халилов

08.12.2025

О точке соприкосновения поручений президента, работы Кабмина и желаний бизнес-сообщества

В последние годы Казахстан стремительно входит в ту фазу развития, где скорость реакции государства на вызовы становится не менее важной, чем сами реформы. Внешняя турбулентность, как было правильно замечено ранее, растет, а вместе с этим меняется логика мировой торговли, расширяются санкционные режимы, усиливается конкуренция за капиталы и рынки. На этом фоне каждая страна пытается отстоять свои национальные интересы, а они, в свою очередь, складываются в том числе и из интересов национального бизнеса. Для их соблюдения, кроме законодательной базы, нужно действенное национальное же правительство. И вот вокруг него на прошлой неделе произошло два важных события. Давайте разберем их.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Мы сильно полагаемся на завозную продукцию — Токаев

В тисках реформ: квазигоссектору указали на проблемы

Когда кадры решают. Антикоррупционная перестройка в РК

Признание президента

5 декабря президент Токаев выступил перед бизнес-сообществом. Его цитаты уже разошлись по информационным лентам, некоторые наши коллеги успели сделать аналитические выкладки. Мы же сделаем немного другие акценты, постаравшись понять, как это будет работать на практике, кто должен этому способствовать и какие «подводные камни» могут нас ожидать.

Сразу же отметим, что после пятничного выступления президента мы получили дополнительное подтверждение, что Казахстан входит в новый этап внутриполитического и экономического управления, где кабинет министров перестает быть органом, который лишь исполняет поручения в режиме чек-листа. От правительства теперь ждут другого, а именно гибкости, оперативности, реальной ответственности и партнерства с бизнесом.

«Мы живем в эпоху перемен, и от того, насколько эффективно мы сможем адаптироваться, зависит будущее страны», — сказал по этому поводу Токаев, и эта фраза задала тон не только самому мероприятию, но и пониманию того, куда будет двигаться государственная машина в ближайшие годы.

В то же время в речи президента не было громких политических лозунгов, как бы этого ни ждали некоторые наблюдатели, но при этом каждая мысль была предельно конкретной. Он ясно сказал, что предприниматели должны ощущать поддержку государства, а не преодолевать бесконечные барьеры, «борясь за право работать». Для казахстанского бизнеса эта фраза прозвучала особенно сильно, потому что в ней было пусть дипломатичное, но все же четкое признание многолетней проблемы, признание того, что между декларациями и реальной работой ведомств часто образовывался разрыв. И этот разрыв президент теперь предлагает закрывать не абстрактными реформами, а очень конкретными решениями, которые обязан обеспечить кабинет министров.

Вниманию Кабмина

И вот здесь крайне важно связать его слова с тем, что произошло накануне. В четверг, 4 декабря, стало известно, что правительство официально наделяют полномочиями разрешать споры между государственными органами и организациями. На бумаге, де-юре, это выглядит как техническое нововведение, но по сути, де-факто, это возможность, которую исполнительная власть просила много лет. Теперь Кабмин становится своего рода арбитром, способным не просто наблюдать за конфликтами между ведомствами, а ставить в них точку. Такая норма, если вдуматься, является логическим продолжением политического сигнала президента, потому что без способности разрешать межведомственные противоречия правительство не может выполнять ту партнерскую роль, о которой Токаев говорил на следующий день.

Попробуем коротко объяснить важность происходящего. 

Для начала следует признать, что Казахстан долгое время развивался в модели, где министерства формально работали в единой системе, но фактически жили своей жизнью. Одно ведомство могло блокировать проекты другого, а бизнес, в свою очередь, оказывался заложником противоречивых указаний. На это неустанно жаловались предприниматели, говорили депутаты и общественники. Решить проблему можно было только через создание центра ответственности, и теперь, как мы видим, этим центром становится Кабмин. Опять-таки, с политической точки зрения, это означает усиление управляемости и конструктивного контроля, с экономической — уменьшение, скажем так, регуляторной неопределенности, а с практической, надеемся, мы увидим ускорение реализации проектов, особенно инвестиционных.

Возвращаясь к выступлению главы государства перед бизнес-сообществом, где он ясно дал понять, что считает это частью новой управленческой логики. Он говорил о необходимости повышать качество госуслуг, ликвидировать избыточные барьеры, упрощать налоговые и регуляторные процессы, выстроить более внятные правила игры для бизнеса. 

«Государство должно слышать бизнес и помогать ему развиваться», — подчеркнул Касым-Жомарт Кемелевич. 

Да, эта фраза звучит как лозунг, но на самом деле, если разобраться, это прямое требование к правительству пересмотреть практики, которые формировались десятилетиями.

Именно в этом контексте, на наш взгляд, становится понятна идея создания проактивного государства, которое не ждет жалоб, а предвосхищает проблемы. Токаев сказал и о том, что экономика должна двигаться вперед благодаря предпринимателям и отечественным производствам, а не вопреки им. Это означает, что на кабинет министров ложится ответственность за внутреннюю синхронизацию, от налоговой политики до промышленного развития, от поддержки локализации до снятия бюрократических ограничений.

Новые возможности

При этом, отметим, усиление Кабмина не будет работать автоматически. Оно создает новые возможности, но одновременно порождает и новые риски. Когда правительство становится центром арбитража, возникает опасность перегрузки, ведь если каждое министерство начнет перекладывать ответственность «наверх», то Кабмин быстро превратится в некое «узкое горлышко». Чтобы этого не произошло, потребуется грамотное распределение функций внутри аппарата, а также настоящая, а не формальная ответственность министерств за свои компетенции. Иными словами, новый формат говорит далеко не только об усилении влияния правительства, но и о повышении требований к профессионализму ведомств.

Бизнес же, со своей стороны, получает шанс впервые за долгое время выстроить системный диалог с государством. В речи президента было несколько важных намеков на это. 

Во-первых, правительство должно работать не над какими-то абстрактными улучшениями климата, а над конкретными проблемами предпринимателей. 

Во-вторых, любое давление на бизнес теперь будет рассматриваться как удар по стратегическим интересам страны. Тут отметим, что Генпрокуратура неплохо поработала за последнее время в плане защиты бизнеса, в том числе и от госструктур. 

И в-третьих, развитие экономики должно идти через поддержку отечественного производства. Все эти тезисы — ни что иное, как прямой политический мандат на пересмотр старых практик, которые тормозили рост.

Но самое главное, по нашему мнению, это то, что поручения президента теперь подкреплены инструментами. Если коротко, то законодательные рычаги и политическая воля сейчас соединяются в одном направлении. И если эта модель заработает, то впервые появится исполнительная власть, способная быстро и легитимно разруливать конфликты, устранять административные разрывы и выстраивать реальное партнерство с рынком. В этом плане, признаться, хотелось бы, чтобы все побыстрее заработало, однако есть и но… 

Риски и другое

Конечно, остаются «подводные камни». Постараемся рассмотреть некоторые из них, попутно предложив свои варианты их (этих «камней») обхода. Так, например, между центральными решениями и их реализацией всегда существует опасность «застревания» на уровне регионов. Местные исполнительные органы могут не успеть перестроиться под новый формат, и правительству нужно продумать механизмы, которые позволят доводить решения до конца. Это может быть и цифровизация контроля, и новые формы отчетности, и жесткая персональная ответственность акимов за исполнение поручений. Тут, как говорится, флаг в руки экспертам и практикам.

Но это, скажем так, рабочие риски, которые не отменяют главного. Казахстан делает шаг в сторону правительства, которое не наблюдает за экономикой, а управляет ею. И делает этот шаг в момент, когда мировой контекст становится все более нестабильным. Президент недаром отмечал в своих выступлениях, что страна живет в условиях глобальной турбулентности, «когда устоявшиеся правила перестают работать». На таком фоне усиление управленческой вертикали выглядит не политическим жестом, а необходимостью. Необходимостью, которую должны осознать не только предприниматели всех уровней, но и все общество.

И в этом смысле законодательная инициатива о повышении роли правительства и последующее выступление президента складываются в единый месседж: кабинет министров должен стать единым центром принятия решений, способным быстро реагировать на вызовы и обеспечивать условия для роста бизнеса. Это не декларация и не набор тезисов, а четкий контур будущей модели управления.

Если (а точнее, когда) правительство сумеет этим воспользоваться, страну ждет некий фазовый переход от многоуровневой, медленной бюрократической системы к более быстрой и функциональной. Если же нет, то, к сожалению, бизнес будет продолжать терять время, а государство — доверие. Не хотелось бы, конечно, но сейчас есть, по крайней мере, два важных фактора, а именно — ясный политический заказ (в правильном смысле) и реальные полномочия. И это, повторимся, впервые за долгое время создает реальный шанс на то, что исполнительная власть начнет работать в том формате, которого Казахстан давно ждет. И речь, между прочим, не только о бизнес-сообществе, а обо всех нас.

Фото пресс-службы Акорды


Мурат Халилов

Топ-тема