Культура

Культурная витрина ОТГ. Высокая миссия древнего города

Мурат Халилов

03.12.2025

Тюркский мир на Каспии: как Актау стал центром культурной трансформации

Спустя считанные недели после XII саммита Организация тюркских государств (ОТГ) в Габала, где лидеры тюркских стран подписали новую «Габалинскую декларацию» и утвердили формат «ОТГ+», фокус переместился на эту сторону Каспия — в наш Актау. И это перемещение с дипломатической площадки на культурный форум стало, пожалуй, одним из самых живых проявлений современной тюркской интеграции.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Тюркские мотивы. Когда музыка объединяет народы

Культурный сезон. Казахстан начал говорить с собой

Без чего нас невозможно представить. Культурная дипломатия РК

От Габалы от Актау

В уходящем 2025-м Актау получил почетный и ответственный титул «Культурной столицы тюркского мира», и с этого момента город не просто готовился к мероприятиям, а по-настоящему «вдохнул» в себя новый культурный ритм. Уже в начале года на координационном совещании под эгидой ТЮРКСОЙ власти региона и представители организации утвердили план, в который входили десятки событий.

За год Актау стал платформой для более трех десятков международных и национальных культурных проектов — театральных фестивалей и фотовыставок, кинофестивалей и молодежных форумов, литературных встреч и выставок народного искусства и ремесел. Это было поистине «место силы» ТЮРКСОЙ, которое привлекли сотни тысяч участников и зрителей, от жителей региона до артистов из Турции, Азербайджана, Кыргызстана, Узбекистана и других стран, которые не входят в Организацию.

Приведем лишь два примера. Так, одним из самых ярких событий года стал III Международный театральный фестиваль, в котором приняли участие девять театров из семи стран. С аншлагом прошел Международный кинофестиваль «Қорқыт ата», на котором было представлено 47 конкурсных фильмов. Особое место в этом ряду занял Первый Международный фестиваль кукольных театров «Көшпенді қуыршағы», яркие постановки и художественные решения которого вызвали искреннее восхищение публики.

Именно такую «мягкую, но масштабную» интеграцию, как нам видится, подразумевали авторы нынешнего курса сотрудничества. И, похоже, результат превзошел даже самые смелые ожидания организаторов. Если отойти от суховатых релизов официоза, то создалось впечатление, что наши народы буквально прорвало. Было похоже на то, когда после 60-летнего запрета в 1988 году вновь официально возвратили праздник Наурыз — благодаря тогдашнему министру культуры Казахской ССР Узбекали Джанибекову казахстанцы буквально проснулись. Это было востребовано снизу, а власти стран-участниц ОТГ здраво и четко отреагировали на это. Впрочем, стоит отметить, что кое-чего не хватало.

Все хорошо, но…

Отечественная пресса достаточно широко осветила финальные мероприятия, хотя, следует признать, можно было периодически рассказывать о том, что происходило за прошедший период на восточном берегу древнего Каспия. Для туристов и командировочных, которым посчастливилось побывать в этом городе в текущем году, «культурные мероприятия» становились приятным сюрпризом. Это, скажем так, небольшой укор организаторам — хорошо бы впредь делать анонсы для всего Казахстана, а также для потенциальных зарубежных гостей. Впрочем, многие мангыстауцы были достаточно хорошо осведомлены и принимали активное участие во всем этом.

А вот, например, в Турции новость об Актау‑2025 воспринята с живым энтузиазмом. Местные СМИ подчеркивали, что культурная дипломатия тюркского мира выходит на новый уровень и что это не просто обмен традициями, а создание совместного культурного пространства. Того самого пространства, где молодые люди, художники, музыканты и творцы могут работать вместе. Точнее, творить в прямом смысле этого слова, и делать это вне границ, но в рамках общей идентичности и, как говорится, без особой помощи переводчиков. Так, в публикациях говорится, что Актау выступил «живым доказательством» того, что ОТГ — это далеко не политический клуб, а культурный проект, распространяющийся на жизнь людей.

Турецкие издания также акцентируют внимание на роли ТЮРКСОЙ, на новых возможностях для молодежи и творческой интеллигенции. В них звучит мысль, что такие инициативы укрепляют «мягкую силу» тюркского мира, и что Казахстан играет здесь ключевую роль. Актау воспринимается как точка притяжения, как культурный навигатор, и этот резонанс стал важным ресурсом для дальнейшего роста и развития. И это не дежурные слова и не цитаты из официальных пресс-релизов, а искренняя оценка участников и гостей.

Вне политики

Тут следует отметить, что в Турции воспринимают ОТГ и многое, что с ним связано, с политической доктриной Эрдогана — мол, нынешний президент страны этим пользуется для удержания у власти. Сейчас же стали понимать, что культура может и должна быть вне политики, а договоренности на высшем уровне между лидерами наших стран просто открыли «окно возможностей» для наших народов. Поэтому для внешней аудитории (и в самой Турции) — это сигнал, что тюркская солидарность не декларативна, что она жива, динамична, привлекательна и перспективна.

Но говоря о «взгляде со стороны», нужно учитывать и другие моменты. Не секрет, что когда речь идет о сближении стран, культур, народов, всегда найдутся те, кто усомнится. Некоторые российские комментаторы могут рассматривать такие инициативы как попытку создать «альтернативу» старым союзам по экономике, безопасности и, конечно же, политике. Однако важно понимать, что культурная дипломатия и гуманитарная интеграция — это не конфликт, а обогащение. Впрочем, даже если речь идет о сотрудничестве в области той же обороны, то это наше суверенное право.

В этом плане можно было, конечно, упомянуть о «просроченных методичках», некачественной пропаганде и банальной ревности, но не станем портить себе и вам настроение. Просто подчеркнем еще раз, что Казахстан ни от кого не отказывается. Наш подход ко внешней политике многовекторный, а если это касается культурных обменов, то легко понять, что от этого выигрывают все, включая и соседей, и тех, кто за океаном. Подчеркнем, что у нас стабильные отношения с той же Россией, но есть и стремление развивать собственную идентичность, укреплять связи с тюркскими братьями через язык, культуру, творчество.

Повторимся, что это не замена, не альтернатива, не «игра против», а просто расширение возможностей. Те, кто критикуют, пусть помнят: культурное взаимодействие — внутреннее дело суверенного государства и его партнеров. Если кто-то волнуется о «выделении», то им можно ответить просто: мы не исключаем никого, мы добавляем, мы строим мосты, мы открываем двери.

Более того, напомним, что формат «ОТГ+», зафиксированный в Габале, предусматривает открытость к международному сотрудничеству, вне зависимости от «единых корней» и даже географического соседства. Коротко говоря, это не закрытый клуб, а гибкий, адаптивный союз, который рассчитан на проекты, контент, экономику, культуру. И кому от этого плохо?

Перспективы. Путь из Актау

Идея не ограничивается одним годом и городом, где встречались не только творческие коллективы, артисты и коллеги из разных стран. В конце прошлой недели в Актау прошла 42‑я сессия Постоянного совета министров культуры ТЮРКСОЙ, где подведены итоги, одобрены отчеты. Кроме прочего титул Культурной столицы тюркского мира 2026 года передан Андижану (Узбекистан).

Это значит: поток культурного обмена не остановится, он продолжится. В планах также цифровая трансформация наследия (цифровые архивы, мультимедиа), совместные фильмы, молодежные обмены, фестивали, выставки, дисциплины народного творчества, международные проекты. По каждому этому пункту, если честно, можно сделать отдельный материал (мы будем держать вас в курсе), но в целом скажем, что «Актау-2025» стал хорошим примером для последующих подобных мероприятий в братских странах.

Тут отметим, что на упомянутой встрече министров культуры глава МКИ РК Аида Балаева подчеркнула, что статус культурной столицы стал для региона не только почетной миссией, но и возможностью представить богатство тюркского мира широкой аудитории.

«Мы с полной уверенностью можем сказать, что древний город Актау достойно справился с возложенной на него миссией. Особую роль в успешной реализации проекта сыграла последовательная культурная политика нашего президента, направленная на укрепление единства тюркских государств и развитие гуманитарного сотрудничества», — подчеркнула она. 

Действительно, проекты ТЮРКСОЙ, реализованные в Актау, наглядно показали, что инициативы Токаева дают реальные результаты и еще больше сближают братские народы. То есть, это, опять-таки, показатель того, что решения сверху находят полную и откровенную поддержку снизу.

Гостеприимство Мангистау, щедрость и культурное богатство Актау особо отметил специальный гость церемонии — председатель Совета старейшин ОТГ Бинали Йылдырым. Он отметил, что «Казахстан является не только одним из опорных столпов стабильности Тюркского мира, но и его мощным центром. Благодаря своей конструктивной роли в Организации тюркских государств, экономической устойчивости, богатому культурному наследию и устойчивому развитию, Казахстан занимает лидирующие позиции среди тюркских стран».

Это, по большому счету, не только объективная оценка и повод для гордости, но и ответственность перед всем Тюркским миром и, конечно же, перед казахстанцами. Мы с вами должны это понимать и осознавать. Точно также, следует понимать, что Актау‑2025 оказался не только праздником и не просто шоу одного года, а стартовой точкой новой культурной динамики. Это был пример того, как дипломатия может жить через искусство, как политика может дополняться музыкой, театром, кино, как идентичность может укрепляться через обмен, а не через конфронтацию. И если у Тюркского мира есть будущее, то оно должно быть не только в декларациях, а в людях, их талантах, их стремлении быть услышанными.

Фото пресс-службы МКИ РК


Мурат Халилов

Топ-тема