Выступление Касым-Жомарта Токаева на диалог-платформе сельских акимов, на первый взгляд, касалось вопросов развития регионов, занятости, инфраструктуры и качества управления на местах. Но в какой-то момент речь вышла далеко за рамки обсуждения проблем аулов. Глава государства вновь обратился к теме парламентской реформы. Почему об этом зашла речь именно здесь и именно сейчас? Давайте разберемся.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Оторванные от земли. Чем измеряются реформы
Перепрошивка власти. Алгоритм обратной связи
Токаев как архитектор государства нового типа
Здесь и сейчас
Без предисловий скажем, что такой выбор аудитории не случаен. Политическая модернизация, которую Казахстан проводит в последние годы, не является процессом, происходящим только в Астане или в коридорах центральной власти. Она напрямую связана с тем, как работают местные органы управления, насколько эффективно акимы чувствуют запросы населения и как быстро государственные решения «доходят» до конкретного человека. В этом смысле встреча с сельскими акимами стала удобной и логичной площадкой для разговора о будущем политической системы страны. Тем более, именно на селе живет электорат, который ходит на выборы. В принципе, этой мыслью можно было и ограничиться, но на самом деле надо смотреть глубже и шире.
Тут следует обратить внимание на «логику реформ». Токаев, напомнив о своей инициативе, имеющей корни в обществе, связал парламентскую реформу с ключевым принципом «сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство». Когда он впервые был озвучен, то в нем было что-то вроде девиза, но сейчас мы к этой формуле возвращаемся в прикладном смысле, так как речь идет уже не про общие ориентиры, а про конкретные конституционные решения.
Говоря о практическом исполнении самой реформы, президент подчеркнул, что переход к однопалатной модели не должен превращаться в формальное объединение палат или в механическое перераспределение полномочий. Это мы уже проходили, как говорится. При этом он отдельно указал на предложения, обсуждаемые экспертами и общественниками, о пропорциональном представительстве депутатов в зависимости от численности населения, что могло бы увеличить их число до 200.
В этом плане Токаев высказался предельно ясно, что чрезмерное расширение депутатского корпуса нецелесообразно. На первый план выходит качество работы, а не количественные показатели. Действительно, зачем? Ведь понятно, что эффективность парламента измеряется не количеством кресел, а компетентностью и профессионализмом, качеством обсуждений и уровнем ответственности.
Инициатива сверху
Многие обратили внимание (и очень правильно сделали) на ремарку Касым-Жомарта Кемелевича о том, что в новом парламенте не будет президентской квоты. Все депутаты будут избираться в едином порядке. Это изменение имеет не только политическое значение, но и символическое. Не секрет, что в нашем обществе давно существует запрос на прозрачность и ясность, а чем меньше исключений из общего правила, тем выше доверие к институциональной системе. Проще говоря, отказ от квоты делает будущий парламент более единым в своей легитимности и усиливает его представительность. Это, в свою очередь, повышает конкурентность, делает структуру более открытой и профессиональной.
Также было сказано о необходимости пересмотреть структуру парламентских комитетов и о некоторых других моментах, которые в целом говорят о том, что предложения по парламентской реформе не заготовлены заранее в кабинетах Акорды и спущены рабочей группе, как заявляют некоторые, а действительно рождаются в процессе диалога — без каких-либо кавычек. Более того, они имеют вполне прикладное значение. В этом плане упоминание о комитете по развитию регионов было логичным именно на этом мероприятии. Ко всему прочему, нынешнее выступление главы государства именно в данный момент демонстрирует, что разработка парламентской реформы идет хорошими темпами.
Тут следует напомнить о недавнем докладе госсекретаря Ерлана Карина, в котором он представил президенту промежуточные итоги деятельности рабочей группы по реформе парламента. Коротко отметим, что этот эпизод подтверждает две ключевые, на наш взгляд, вещи. Во-первых, реформы действительно движутся не на бумаге и не на уровне заявлений, а в виде конкретных предложений, экспертных обсуждений, материалов, поступающих от граждан и организаций. А во-вторых, этот процесс представляется многослойным и открытым. Ведь в этой работе участвуют политические партии, эксперты, представители НПО, а также все граждане Казахстана, которые через мобильные приложения могут вносить свои идеи.
Поддержка снизу
Если говорить о сомневающихся, критиках и критиканах, то следует упомянуть и о высказываниях докладчика относительно прямых выборов районных и приравненных к ним акимов. Действительно, некоторые сомнения в их целесообразности в последнее время успели высказать сразу несколько экспертов, в том числе и среди депутатов. Токаев же сказал об этом аккуратно, но четко — этот вопрос требует тщательного анализа. В условиях, когда страна подходит к масштабной конституционной реформе, параллельное проведение локальных политических экспериментов может быть преждевременным.
Но это, как говорится, к слову. Сначала надо определить ясную парламентскую модель, укрепить правовое поле и устойчивость центральных институтов, а затем переходить к прямым выборам акимов на районном и даже областном уровнях. Такой подход не станет отказом от идеи — это прагматичная и практическая оценка текущего этапа развития, дающая обществу понятный сигнал, что реформы должны быть не популистскими и сиюминутными, а устойчивыми.
Но идем дальше. Мы (и не только мы) обратили внимание и на слова президента о том, что масштаб поправок в Конституцию может быть настолько большим, что референдум фактически станет голосованием за новый Основной закон. Намеки и понимание этого были и прежде, но это действительно очень важное заявление. Оно, кроме прочего, подчеркивает глубину политической модернизации, готовность вынести ключевой вопрос государственности на прямое волеизъявление народа, открытость власти и понимание, что такие решения должны приниматься коллективно.
А вот финальная часть выступления Токаева, по мнению некоторых наблюдателей, оказалась самой жесткой по содержанию. Он заявил, что в мире усиливаются споры вокруг суверенитета и территориальной целостности, международные институты ослабевают, а глобальная экономика переживает непростые времена. И хоть глава государства до этого уже использовал данный месседж, но сейчас его повторение важно по двум причинам.
Во-первых, он объясняет, почему Казахстану нужна устойчивая внутренняя архитектура власти, а именно — сильные институты, последовательные реформы и единая политическая логика. В эпоху турбулентности дисбаланс между ветвями власти или управленческие ошибки могут привести к серьезным рискам. Во-вторых, этот блок выводит разговор за рамки узкой аудитории сельских акимов.
Это обращение ко всем казахстанцам, к тем, кто формирует общественное мнение, к молодежи, экспертам и гражданам, которые непосредственно участвуют в политических процессах. Не зря президент подчеркнул, что суверенитет, независимость и стабильность — это абсолютные ценности, и их укрепление зависит не только от власти, но и от ответственности общества. Кто-то посчитал эти слова угрозой в свой адрес, но на самом деле это понимание верховной власти того, что необходимо контролировать обстановку и быть, скажем так, на одной стороне баррикад вместе с обществом.
Учитывая мнения
В этом плане нельзя не отметить, что среди казахстанцев все еще живут вполне объяснимые и логичные сомнения как по поводу самой реформы, так и последней речи Токаева. Поэтому, по нашему мнению, чтобы парламентская реформа воспринималась обществом с пониманием и поддержкой, важно придерживаться нескольких принципов. В первую очередь, это прозрачность. Она касается и многих других направлений, но в данном случае речь идет о необходимости регулярных разъяснений этапов реформы, публичных (а не только главе государства) отчетов рабочей группы, обсуждении ключевых моментов. Для открытости нужно широкое включение регионов, экспертных площадок и гражданских инициатив. Люди должны видеть, что их предложения не пропадают.
Вместе с тем необходима, скажем так, понятная логика происходящего и самих реформ. Любое решение должно быть объяснено, почему именно так, а не иначе, почему сейчас, а не позже, почему важно сохранить последовательность. Для этого нужна более практичная социальная связь. Пора бы, наконец, превратить концепцию «слышащего государства» в действенный механизм. Действительно, сколько раз должен Касым-Жомарт Кемелевич об этом говорить? Или ему самому надо это делать? В общем, нужно просто и доходчиво показывать, как парламентская реформа улучшит жизнь людей — от качества законов до работы акиматов и цифровых сервисов. Однако при всем этом следует избежать «резких поворотов». Коротко говоря, предсказуемость — это то, что снижает напряжение и усиливает доверие. Что тут сложного-то?
Резюмируя все сказанное, еще раз отметим, что встреча президента с сельскими акимами стала площадкой, где местная повестка неожиданно соединилась с крупной политической реформой. И этот синтез не случаен: верховная власть последовательно строит систему, в которой укрепление парламента, совершенствование госуправления и развитие регионов являются частями одного процесса. Нынешняя конституционная реформа (по сути, это она и есть) — один из самых серьезных этапов политической трансформации за годы Независимости. Насколько серьезная, настолько и уязвимая — это тоже надо учитывать. Именно поэтому слова президента о единстве, дальновидности и защите суверенитета звучат особенно весомо.
Фото пресс-службы Акорды