На прошлой неделе в соцсетях разгорелись дискуссии вокруг введения одним из банков (не реклама!) возможности производить оплату ладонью. Одни восторженно заявили, что «будущее настало», а другие схватились за головы, мол, «аха, теперь еще и отпечатки продадут». При этом почему-то виновными оказались власти. Впрочем, немалая доля причастности государства имеется, тем более, в споры ввязались депутаты. Но дело-то не только в «ладонях», которые стали лишь «верхушкой айсберга». В чем еще? Давайте разберемся, не забыв и о проблемных моментах.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Оцифрованный Казахстан. Государство как онлайн-платформа
Между аулом и мегаполисом. Вызов урбанизации
«Пирамиды Боглаева» и Казахстан
Не реклама!
Для начала надо сделать глубокий вдох, избавиться от эмоций и постараться разобраться объективно. С одной стороны, действительно, нововведение может (и должно, между прочим) вызывать сомнения, о чем мы поговорим ниже, но надо отметить, что тут особо нового ничего нет — подобные технологии стали разрабатываться и внедряться еще в конце ХХ века и, например, уже несколько лет используются на Amazon One и в сети магазинов Whole Foods в США, в тестовом режиме внедряются в Китае, да и применяются при входе в некоторые учреждения в самой Астане.
Понятно, что банк — «это другое». Но надо отметить, что именно Kaspi (ой, мы название упомянули, но повторим — это не реклама), ставший символом технологического прогресса в Казахстане, запустил волну обсуждений, которые давно назревали. Конечно, насчет применения «отрубленных рук» и «списания денег при рукопожатии» — это шутки, в которые начинают верить отдельные граждане, хотя больше похоже на сомнения тех, кто впервые столкнулся с фотографированием и посчитал, что этот процесс крадет часть души.
Не будем никого разубеждать или, напротив, говорить, что ИК-ридеры (устройства, для сканирования ладоней) являются дополнительной затратой, которая в итоге ляжет на предпринимателей — и тем, и другим, и третьим пусть занимаются «дежурные блогеры», профессиональные скептики и пресс-службы.
Мы же обратим внимание на то, что поднятая дискуссия заставила задаться вопросом, насколько мы готовы к тотальной цифровизации, если доверия к ней все меньше? И как быть с теми, кто к «удобному будущему» пока не успел подключиться, причем не из-за нежелания, а из-за отсутствия интернета, навыков или просто понимания, «куда жать»?
Государство в «цифре»
Действительно, дискуссия вокруг ладоней — это лишь вершина айсберга. На самом деле Казахстан уже глубоко вошел в эпоху тотальной цифровизации. Так, по данным Нацбанка, объем безналичных операций в стране за первое полугодие 2025 года вырос на 34,3% по количеству и на 9,2% по сумме. Более 90% госуслуг теперь можно получить онлайн, и это, кто бы чтобы ни говорил, очень удобно, так как справки, пособия, налоги, пенсии и даже удостоверения личности находятся в телефоне. Многие из нас не носят с собой нал и личные документы. В крайнем случае — только зарядку к телефону или пауэрбанк.
Как тут не вспомнить не единождые заявления президента Токаева, что цифровизация — это не просто модный лозунг, а основа новой экономики. В сентябре он объявил о создании министерства искусственного интеллекта и цифрового развития, которое займется интеграцией цифровых решений во все сферы жизни. Цель была поставлена амбициозная — сделать Казахстан «полностью цифровой нацией» в ближайшие годы.
И надо признать: многое уже сделано. Появились eGov Mobile, Digital Family Card, электронные медкарты, единые базы данных, автоматизация пособий и налогов. «Цифра», по большому счету, касается и политических аспектов — теперь через соответствующие приложения мы можем вносить предложения по парламентской реформе, подписывать или создавать петиции, жаловаться на те же госорганы, в том числе, занимающиеся новыми технологиями.
В общем, цифровизация действительно шагнула вперед, что не устают отмечать интуристы или гости из соседних стран. Но надо обратить внимание на себя и постараться ответить на вопрос, который сегодня звучит все громче: а не идем ли мы слишком быстро, оставляя часть общества позади?
Тень на экране
Проблема в том, что цифровая инфраструктура развивается быстрее, чем растет доверие к ней. Люди охотно используют банковские приложения, но с опаской смотрят на биометрию. Истории об утечках данных стали привычными и пока остаются фоном без ответов (и наказаний). Кажется, что был «слит» уже каждый казахстанец, а некоторые и по два-три раза. Поэтому неудивительно, что любое новшество, связанное с персональными данными, вызывает у людей не восхищение, а тревогу.
И это, пожалуй, главный парадокс цифрового века: государство идет к прозрачности и автоматизации, а общество — к осторожности и скепсису. Получается, что первое строит экосистему, а второе запирает свои данные на все замки. При этом есть и другая проблема, о которой мы недавно упоминали — это так называемое цифровое неравенство.
Если в Астане и Алматы QR-коды стали частью быта и даже возмущаешься, что в тех или иных магазинах нет соответствующего терминала, то в глубинке и сегодня не везде ловит интернет. Заявления Минцифры о том, что до 2030 года вся страна будет со скоростным интернетом, пока вызывают только скепсис. В общем, пожилые люди, сельские жители, люди с ограниченными возможностями часто оказываются за «цифровой чертой». По сути, для них онлайн стал не символом прогресса, а преградой и ограничением. И это при том, что именно они чаще всего нуждаются в социальных услугах, поддержке, медицинских сервисах.
Да, когда в режиме реального времени видишь, как развивается ИИ, а мрачные пророчества из «Терминатора» уже не кажутся фантастическими, надо исходить из простого, но актуального понимания, что у цифрового государства есть и должно быть человеческое измерение. Надо не забывать, что технологии сами по себе ничего не решают, если человек не чувствует, что они работают для него.
Сегодня многие жалуются не на отсутствие цифровых сервисов, а на их сложность и оторванность от реальности. Чтобы получить услугу, нужно уметь «говорить на языке системы», иметь смартфон, знать ЭЦП, ориентироваться в интерфейсе. Иногда проще прийти в ЦОН и поговорить с живым человеком, хотя именно этого цифровизация должна была избежать.
Но есть и третья проблема, которую многие предпочитают не замечать и о которой мы также уже упоминали. Это цифровизация ради отчета. Если коротко, это тот момент, когда внедрение новых платформ становится самоцелью, когда на авансцене правит выполнение плана, а не желание сделать удобными какие-то услуги для собственных граждан. Именно тогда и появляются красивые, но бесполезные, по сути, решения — чат-боты, которыми никто не пользуется, порталы, зависающие в самый нужный момент, или «инновационные» сервисы без реальной ценности.
Что делать?
Мы уже не говорим, сколько на это потрачено денег налогоплательщиков. В то же время мы, как всегда, не просто очерчиваем проблему и критикуем, но и предлагаем. Например, что необходимо делать, чтобы «цифра» не поглотила человека?
Прежде всего, надо исходить из того, что цифровая трансформация — это не какой-то там набор технологий и новых терминов, которые зачастую не понимают даже «цифровые» чиновники, а отношение государства к своим гражданам. Отправной точкой для реализации реформы в этом направлении должно быть доверие, а не привычный контроль. Ведь, согласитесь, многих скептиков именно такое, вжившееся в нас недоверие, толкает к всякого рода сомнениям по внедрению новых технологий даже в частных банках.
И здесь у Казахстана, между прочим, есть шанс сделать шаг вперед, не просто внедряя что-то сверху и ставя сограждан перед фактом, а вовлекать их в сам процесс. Предложим вкратце пять основных пунктов-направлений, по которым следовало бы поработать «цифровикам» от государства.
Первое — надо объяснять, а не навязывать. То есть, каждая внедряемая технология должна сопровождаться понятным объяснением — зачем, как работает, и, что немаловажно на фоне всего происходящего, как защищены ваши (наши) данные. Уж поверьте, люди боятся не цифр, как таковых — они боятся непонимания.
Во-вторых, нужно всегда и практически в любом случае оставлять живую альтернативу. Да, онлайн — это хорошо и прогрессивно, но при этом никоим образом он не должен вытеснять офлайн. Это, прежде всего, касается пожилых, уязвимых групп и жителей сел, для которых на данный момент нужно сохранить возможность получить услугу лично, без цифровых барьеров. Но при этом есть и форс-мажорные обстоятельства, которые в последнее время становятся обычными — например, отключение света или, мягко говоря, «медленный интернет». К слову, про «цифровую ладонь» — если ты не доверяешь банку, то можешь «по старинке» пользоваться QR-кодом или просто карточку с собой носить.
Также именно государство должно озаботиться обучением, как правильно пользоваться «цифрой». Для этого нужны программы цифровой грамотности, причем не только в школах и, конечно, не только в больших городах. По большому счету, цифровое образование — это новая форма социальной справедливости. Это третье.
Четвертый момент для немалой части казахстанцев стоит на первом плане — это реальная защита биометрии, как новой идентичности. Уполномоченным органам (да и нам с вами) важно понять, что биометрические данные надо воспринимать не как коды, цифры или еще что-то в этом духе, а как личность в чистом виде. Это тема для отдельного разговора, но сейчас скажем, что такие данные должны храниться и обрабатываться под максимальным контролем государства, но при этом с прозрачной отчетностью и возможностью отказа. Впрочем, повторимся, хорошо бы для начала довести расследование об утечке данных 16 миллионов граждан РК.
И последнее — нужно слушать пользователя. Повторимся, создавать цифровые сервисы надо не «для отчета», а для людей. Если интерфейс, как говорится, не дружелюбен, если приложение падает или услуга недоступна, то это не цифровизация, а ее имитация. Такие вещи усугубляют и без того шаткое доверие к «цифре» даже у продвинутых пользователей. Ведь именно они отмечают, что нет банальной обратной связи. В этом плане «слышащим» (и отвечающим) должно быть и цифровое государство.
Резюмируя все вышесказанное и перефразируя крылатое выражение из «Золотого теленка», мы приходим к выводу, что цифровизация — это не роскошь, а средство передвижение в будущее. Это необходимость. Можно, конечно, спорить о темпах, можно бояться новшеств, но ни в коем случае нельзя останавливаться. Ведь даже небольшая остановка чревата отставанием.
Мир уже живет по правилам больших данных, искусственного интеллекта и мгновенных транзакций. Если мы будем ждать «идеальной безопасности», нас просто не будет в этой гонке. Да, проблемы есть и с защитой данных, и с доступностью, и с пониманием. Но все это не повод тормозить, а стимул делать лучше. Как сказал один известный айтишник, «цифра не враг, пока она работает на человека». Главное — не позволить ей забыть, ради кого она создается. Тогда Казахстан действительно сможет стать не просто цифровой нацией, а умным обществом, где технологии помогают жить, а не существовать под наблюдением. И когда-нибудь, очень даже скоро, мы вспомним про горячие дискуссии вокруг «цифровой ладони» и ностальгически улыбнемся — точно также, как улыбались, вспоминая страхи, будто фотографирование крадет душу.
Фото из открытых источников