Общество

Здесь была история. «Реставрация», о которой не просили

Константин Козлов

31.10.2025

Общественность Алматы забила тревогу после видео с разрушением гимназии имени Сатпаева

В последние дни в отечественных СМИ и блогосфере вновь активно поднимается тема реконструкции старых зданий в Алматы. Эту реконструкцию не иначе как варварской многие и не называют, из-за чего вновь обострился вопрос контроля над процессами реставрации старых зданий, в особенности тех, что не имеют охранного статуса. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Красный рассвет: советский период истории купеческого дома

Алматинский ампир. Кварталы исчезающей истории

Мы ее теряем. Алматинская terra incognita

Тревогу касательно судьбы легендарной школы №56 забили в соцсетях. Актриса, блогер и коуч Альмира Турсын разместила тревожное видео, на котором зафиксировано, как с фасада гимназии имени Сатпаева разрушается почти вековая лепнина. В кадре — рабочие с отбойными молотками, сыплющаяся штукатурка и снятые декоративные элементы, которые еще вчера формировали облик здания. В общем, увидевшему эту картинку человеку станет понятно, что здание скорее всего сносят. 

Соцсети откликнулись мгновенно. В публикациях и комментариях на Facebook и в Threads жители Алматы высказывали возмущение, что под видом «благоустройства» рушится нечто уникальное. Почти все комментарии содержат лейтмотив — «разрушают историю города». Это, к слову, не без оснований. 

«На кадрах четко видно, как строитель потрошит барельеф. Так же «сохранили» много других зданий, в итоге уничтожен уникальный фасадный декор школы 22, прежний вид Дворца Республики, аэропорт, который обещали перенести, в итоге оставили новодел даже без фундамента. Сейчас рушится здание железнодорожной больницы, под угрозой сноса здание спортколледжа в стиле конструктивизма, к реконструкции готовят сказочный дом тканей купца Габдулвалиева, которому 130 лет, реконструируют театр имени Мухтара Ауэзова», — написала в соцсети журналист и блогер Полина Шиманская. 

«Увидел в сети фото сноса исторического школы 56 в Алматы. Съездил и послушал руководителя проекта. Реставраторы, с его слов, подключатся позже. Обещает восстановить все в прежнем виде. Предложение снести Лувр и построить точно такой же из лучших материалов никак не прокомментировал. Вообще, претензий к нему лично у меня нет, профессионал, толковый. Но есть вопросы к тем, кто отвечает за такие решения», — заявил в своем аккаунте писатель Юрий Серебрянский. 

Претензии алматинцев вполне объяснимы. Уже много раз писали о том, как, мягко говоря, неразумно реставрируется театр имени Ауэзова, с которого ободрали историческую мраморную кладку и собираются заменить ее на новые материалы (о качестве которых остается только гадать, ожидая окончания работ). Аналогична ситуация и с ТЮЗом имени Сац — здания построены в похожей стилистике и в одно и то же время. 

Власти, впрочем, тут же поспешили опровергнуть тревоги по поводу сноса здания. А разрушение исторической лепнины и колонн объяснили тем, что «восстановят еще лучше». Чиновники сообщили, что проект предусматривает «создание современных учебных пространств, соответствующих актуальным образовательным стандартам». Он также включает в себя строительство многофункционального спортивного комплекса, обустройство зон отдыха, современной столовой, библиотеки, читальных залов и помещений для кружков.

Завершение строительно-монтажных работ запланировано на апрель 2026 года. Как сообщил в своем Telegram-канале советник акима Алматы Ильзат Акчурин, проект предусматривает обновление крыши, парапета и карниза.

Также, по словам городских властей, на данный момент производится демонтаж карниза, который состоит из кирпичной кладки. В процессе реконструкции здания карниз будет восстановлен в «первоначальном архитектурном облике»

В подтверждение своих слов в соцсети был выложен предполагаемый вид школы после реставрации. Даже там активисты заметили, что ее новый облик будет, мягко говоря, весьма отличаться от исторического облика. 

Впрочем, даже если обещания чиновников будут сдержаны — это вовсе еще не значит, что ситуация получает хорошее разрешение. Ведь реконструкция не всегда подразумевает сохранение внешнего облика. Да и с сохранением и даже воссозданием, как мы знаем, не все так просто. Под видом воссоздания власти могут «втюхать» и аляповатое подражание. Впрочем, и это еще не самое страшное. 

Если в истории со школой №56 еще остается надежда — хотя бы потому, что ее судьбой вовремя озаботилась общественность, — то другой городской школе повезло куда меньше. Реконструкцию лицея №33, что на пересечении старых алматинских улиц, провели тихо, без огласки и без попыток сохранить архитектурную память.

Здание, возведенное в 1930-е годы в духе раннего ампира, с характерными колоннами и строгим ритмом фасада, долгие десятилетия оставалось примером того, как в Алматы формировалась гражданская архитектура межвоенного периода. В этом доме снимали сцены фильма «Парень из нашего города» — по сценарию Константина Симонова, одну из важнейших картин военного времени, задавшую образ советского героя, уходящего на фронт из мирного довоенного города.

Теперь же от этого облика не осталось почти ничего. Фасад, некогда торжественный и ясный, закрыли безликим алюкобондом — или материалом, похожим на него: дешевой обшивкой, которая делает любое здание похожим на торговый павильон. Колонны, придававшие зданию пропорцию и дыхание эпохи, просто снесли. Вместо узнаваемого силуэта — ровная коробка, в которой исчезла вся архитектурная интонация.

Это и есть тот случай, когда город теряет себя не в одночасье, а по частям — тихо, буднично, через «капремонт», «модернизацию» и «оптимизацию». Пока одна школа становится предметом общественной дискуссии, другая — уже давно перестала быть тем, чем была. И если разрушение школы № 56 остановили хотя бы на уровне спора, то школу № 33 уничтожили без лишних слов, без репостов и без свидетелей. Тем паче, что, если здание не обладает пусть даже самым маленьким охранным статусом, оно становится практически беззащитным. Общественные структуры, требующие слушаний перед реализацией проектов, фактическими полномочиями не обладают. А уж как эти слушания проходят — многим известно. Самый распространенный сценарий — приглашают только сторонников и не пускают противников, либо проводят мероприятия просто для галочки. 

Так что вся ставка ныне — только на общественный резонанс. Потому городским активистам, да и просто неравнодушным алматинцам надо смотреть в оба: впереди, к примеру, реставрация торгового дома «Кызыл Тан», и тут уместно вспомнить цитату из Михаила Булгакова: «Вы можете представить, что придет им в голову? Все, что угодно!»

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Топ-тема