Общество

«Незаметная» реформа: в Казахстане исчезают барьеры

Нурлан Исмагулов

28.10.2025

Казахстан в 2024 году защитил свой первый доклад о мерах для осуществления Конвенции ООН о правах инвалидов

Улучшение качества жизни людей с особыми потребностями в Казахстане — это одна из многих «незаметных» реформ, произошедших в нашей стране за последние годы. Незаметных — поскольку о них не трубят на каждом углу, как это принято по иным волнующим большинство поводам, они происходят постепенно, но неуклонно. Однако признаки этих перемен любой внимательный житель, например Алматы или Астаны видит постоянно, они стали привычной деталью городского интерьера — мы говорим о пандусах, подъемниках, общественном транспорте, кнопках вызова персонала для помощи колясочникам и многом другом. Возможно, пока все это находится не на самом приемлемом уровне, однако уже достаточном для того, чтобы в Организации Объединенных Наций высоко оценили принимаемые Казахстаном меры для осуществления целей глобальной Конвенции о правах инвалидов.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Доступность и прогресс: Алматы стал глобальным хабом инклюзии

Гражданская сознательность vs тотальный контроль

Невидимая угроза: как Казахстан борется за генофонд нации

Казахстан свой первый доклад о принятых мерах по осуществлению Конвенции о правах инвалидов защитил в 2024 году. Комитет ООН по правам инвалидов вместе с высокой оценкой этих мер представил ряд важных рекомендаций. В соответствии с ними и по поручению Касым-Жомарта Токаева министерство труда и социальной защиты населения РК разработало Концепцию инклюзивной политики на 2025–2030 годы. Концепция была принята в декабре 2024 года, в ее разработке были учтены предложения казахстанских НПО, погруженных в дело поддержки людей с особыми потребностями, а также удачные международные наработки. 

Напомним, что в Казахстане проживает более 740 тыс. людей с инвалидностью, поэтому Концепция инклюзивной политики до 2030 года — это стратегически важный документ, определяющий, как общество и государство будут трансформироваться с учетом особых потребностей таких граждан. 

В основе этой концепции лежит понимание того, что прежняя модель поддержки людей с особыми потребностями — медицинско-социальная — уже не отвечает нынешним гуманистическим вызовам. Новый подход основан на современной социально-правозащитной философии, где во главе угла находятся права человека и верховенство закона. Эта концепция подразумевает расширение возможностей лиц с особыми потребностями, их социальную интеграцию, а также вовлечение гражданского сектора в принятие решений на государственном уровне. 

Скептические замечания о том, что лицам с особыми потребностями придется терпеть до 2030 года, прежде чем полноценно влиться в общество, отметаются фактами. Пишущие подобное в социальных сетях рассуждают категориями начала «нулевых», когда инвалидность в буквальном смысле подразумевала домашний арест. Впрочем, возможно, они и не рассуждают, а просто занимаются привычным делом — управляют страной, не отрываясь от дивана, ведь в их представлении управление заключается в раздаче ценных указаний, зачастую противоречивых и взаимоисключающих. 

Однако вопреки оторванной от почвы критики с 2000-х годов в нашей стране очень многое поменялось, и после новой волны реформ уже в 2020-е система социальной защиты людей с особыми потребностями в Казахстане приняла свой нынешний вид — многоуровневая модель, постоянно совершенствующаяся и включающая в себя государственную помощь и поддержку в виде пособий и социальных выплат, компенсацию утраченных функций организма в рамках социальной реабилитации, оказание специальных социальных услуг, трудоустройство, создание безбарьерной среды. 

Последнее как раз и бросается в глаза больше всего — появляются пандусы и удобные подъемники, за исправностью которых начали наконец-то следить; общественный транспорт становится удобным для входа граждан на инвалидных колясках, а сам персонал становится предупредительным и отзывчивым; здания госорганов, школ, больниц перестали быть неприступными крепостями для маломобильных граждан. Всего же, как обещают в Минтруда и соцзащиты населения РК, до 2027 года безбарьерными станут более 40 тысяч объектов по всей стране, включенные в интерактивную карту доступности. Поскольку работа эта началась с 2023 года, сейчас уже адаптировано свыше 24 тысяч объектов по всей стране.

Немудрено, что положительные изменения и повышение качества жизни отмечают люди с особыми потребностями из самых разных регионов Казахстана. То есть, «незаметные» реформы произошли не только в Алматы, Астане или Шымкенте. 

К примеру, имеющий инвалидность второй группы житель Семея Нургали Жакупов признался, что наконец-то чувствует себя частью общества. 

«Многие объекты в городе стали доступны, сейчас легче и проще обращаться за услугами. Я чувствую себя полноценной частью общества, потому что созданы реальные условия беспрепятственной среды. Изменения в городе заметны, видно, что это не просто символизм, а настоящая положительная тенденция», — уверен он. 

Упомянутый Нургали Жакупов мог бы многое рассказать скептикам о государственной заботе, ведь он входит в число казахстанцев, ежемесячно получающих соцпособия из бюджета и Государственного фонда социального страхования (ГФСС). 

Таких в стране — более полумиллиона граждан. С начала текущего года только на выплату государственного социального пособия по инвалидности было направлено более 380 млрд тенге. 

Из ГФСС выплачиваются пособия по утрате трудоспособности, размер которых индивидуален — он зависит от среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления, коэффициентов утраты трудоспособности и стажа участия в системе. 

По итогам 9 месяцев этого года такую выплату получили более 98 тыс. человек — сумма составила 38,9 млрд тенге. 

А в сумме обе эти выплаты составляют более 140 тысяч тенге, что, согласитесь, не выглядит милостыней, которой ни на что не хватит. 

Продолжая тему денежного обеспечения людей с ограниченными возможностями, остановимся на их трудоустройстве. По данным Минтруда, 

Сейчас трудоустроено 111,9 тыс. людей с особыми потребностями — это треть от числа лиц трудоспособного возраста.

Трудоустройство ЛСИ происходит разными путями. Местные исполнительные органы обеспечивают соответствующую квоту для них — от двух до четырех процентов. Людей с особыми потребностями вовлекают в активные меры содействия занятости, включающие как постоянные рабочие места, так и молодежную практику, социальные рабочие места, общественные работы, различные проекты по трудоустройству — от «Первого рабочего места» до «Серебряного возраста» и «Контракта поколений». 

А еще есть государственные гранты для лиц с особыми потребностями на открытие собственного бизнеса. В этом году такие гранты получили почти полторы тысячи граждан в размере до 400 МРП (1,6 млн тенге).

До недавнего времени одним из самых острых вопросов оставалось обеспечение людей с особыми потребностями техническими средствами и услугами реабилитации. Сейчас все это осуществляется через Портал социальных услуг.

Платформа обеспечивает прозрачность процессов, дает гражданам свободу выбора, что стимулирует конкуренцию среди поставщиков таких услуг, а это работает на повышение их качества. Чтобы понять масштабы этой конкуренции, обратимся к актуальным данным. На портале зарегистрированы 629 поставщиков специальных социальных услуг, 1045 фирм, предоставляющих техсредства реабилитации, более 32 тыс. предложений по услугам индивидуального помощника, 751 — жестового языка и 134 — санаторно-курортного лечения.

С начала года через портал выполнено более 467 тыс. заказов лиц с инвалидностью. Ведется работа по переводу на портал услуги инватакси.

Наконец, по поручению Касым-Жомарта Токаева ведется строительство современных реабилитационных центров для лиц с инвалидностью в 12 регионах страны: Абайской, Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Жетысу, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Павлодарской, Туркестанской областях, а также в Алматы, Шымкенте и Астане. Все эти работы завершатся до конца 2027 года, но уже открыты двери четырех центров — в Семее, Таразе, Кентау и Уральске. До конца года обещают ввести в эксплуатацию реабилитационный центр в Атырауской области.

Таким образом, улучшение качества жизни людей, всего десять лет назад почти полностью выключенных из активной общественной деятельности, идет незаметно для широких народных масс, но неуклонно, приближая тот момент, когда Казахстан станет страной широких возможностей действительно для всех без исключения граждан.

Фото из открытых источников


Нурлан Исмагулов

Топ-тема