Политика

Алгоритм торможения: как упорядочить реформы

Жан Абишев

19.10.2025

Почему казахстанское правительство постоянно работает в авральном режиме

Правительство оперативно отрапортовало о принятии комплекса мер после поручения главы государства о том, что необходимо упорядочить ход реализации программы экономических реформ в интересах граждан. Однако эти пожарные меры не понадобились бы, работай государственный аппарат по иному алгоритму, чем тот, что складывался десятилетиями.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Механизм реформы: кто перепишет Конституцию?

Политическое очищение. Нюансы реформы парламента РК

Токаев как архитектор государства нового типа

Времена настают такие, что большинство граждан, заставших советский период, с ностальгией будут вспоминать о времени, когда цены на товары первой необходимости держались по многу лет, а задачи пятилеток выполнялись. И уже, конечно, мало кто сможет вспомнить, что любое решение партии принималось без тщательной проработки всех узловых вопросов. Нынче времена иные и о «направляющей роли» партии никто не тоскует. Но стабильности, мира и порядка хочется, как при Советском Союзе. 

И то сказать. Выступил президент Касым-Жомарт Токаев с Посланием 8 сентября текущего года. Казалось бы, за прошедший месяц уже можно было подготовить комплексную программу по исполнению поручению президента страны. Не тут-то было. Нужно непременно дождаться, когда глава государства вызовет на ковер, даст нагоняй и вновь потребует немедленного исполнения своих поручений. 

Впрочем, премьер-министра Олжаса Бектенова трудно судить, поскольку он действует согласно тому алгоритму, что был заложен в госаппарате за много лет до него. Кроме того, несмотря на относительную молодость (в декабре этого года ему исполнится 45 лет), он находится на госслужбе практически с юности, с 22 лет. И опыт работы у него чисто аппаратный, когда все время надо оглядываться на то, что скажут старшие по возрасту или по должности. Инстинкт самосохранения весьма живуч среди госслужащих Казахстана, и именно он во многом тормозит темпы реализации намеченных планов.

Нельзя не отметить, что премьер-министр Бектенов оперативно отреагировал на замечания главы государства и предоставил план действий раньше отведенного президентом Токаевым срока — время было отведено до конца рабочей недели (у госслужащих, как известно, это суббота), а совещание, где был принят комплекс мер, состоялось во второй половине дня в четверг. Похвально, однако, все это можно было предусмотреть раньше, не доводя ситуацию до кризиса.

В качестве безотлагательных мер предлагается ввести мораторий на повышение цен на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо. Контроль при этом возлагается на министерство энергетики и Агентство по защите и развитию конкуренции. Существенную помощь должны оказывать акиматы. Казалось бы, все логично, но почему агентство не исполняет свои обязанности. Ведь контроль ценообразования, особенно в таких чувствительных сферах — его прямая обязанность. Почему сейчас все кинулись тушить пожар, когда недопущением пожароопасной ситуации должно заниматься Агентство по защите и развитию конкуренции? Вообще деятельность различных агентств в стране вызывает много вопросов, как и надзор за исполнением законности со стороны Генпрокуратуры. Недаром все чаще можно встретить в соцсетях вопрос, а нужно ли Казахстану столь огромное количество госструктур.

Еще одним весьма важным предложением является приостановка повышения коммунальных тарифов до конца I квартала 2026 года. Повышение тарифов — одна из самых острых проблем в стране. Те, кто предоставляет данные услуги, постоянно ссылаются на износ сетей и прочее, при этом качество услуг не повышается. 

И наконец, главное: «В целях снижения негативного воздействия нового Налогового кодекса на деятельность малого и среднего бизнеса, принято решение исключить излишние ограничения на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации. В запретительном списке сохраняются только 44 вида деятельности по аналогии с действующим законодательством».

Для этого предлагается отменить налоговые проверки в отношении малого бизнеса и ряд мер. 

Все это, безусловно, хорошо. Но, видимо, мало кто обратил внимание на сообщение КазТАГ о том, что нормы нового Налогового кодекса будут проверять на соответствие Предпринимательскому кодексу. Помилуйте, а как же тогда разрабатывался и принимался Налоговый кодекс? Ведь, по сути, сейчас будет проверяться то, что должно было быть сделано еще в ходе разработки законопроекта. 

Где были депутаты от партии «Ак жол», инициировавшие эту проверку? Почему во время рассмотрения проекта нового Налогового кодекса они не били во все колокола, требуя такой проверки? А сейчас получается, что телегу у нас ставят впереди лошади, а поскольку движения нет в этом случае, предлагается вернуться назад и рассмотреть на деле заново весь Налоговый кодекс. 

Вообще ситуация со сбором налогов выглядит не просто критической, но и абсурдной, потому что акцент делается не на крупный бизнес, а малый и средний. Чего стоит, например, предложение о проверке мобильных переводов?! И бабушки с дедушками, которые из своих пенсий умудряются выкроить крохи своим внукам, посылая их через приложения банков на мобильных телефонах, в растерянности: а ну как обвинят их в незаконных переводах, дескать, не платят при этом налогов. Малый бизнес вообще в растерянности: как выживать. А крупные компании остаются вне поля зрения фискальных органов. Боятся с кем-нибудь поссориться? Безусловно, гораздо легче беззащитных стариков пугать или мелких предпринимателей. Дело доходит до того, что даже депутаты парламента не выдерживают и требуют проверки всех без исключения компаний, действующих в стране. Так, еще в феврале мажилисмен Ерлан Барлыбаев, входящий во фракцию партии «Ак жол» (очевидно, только эта партия переживает за предпринимательство в Казахстане), возмутился, почему никто не занимается проверкой того, сколько налогов платит «Шеврон». Депутат прав. Компания получает огромные прибыли на казахстанской нефти, а сколько налогов оставляет стране? Помнится, тогда мажилисмен затронул вопрос проверки контрактов по использованию казахстанских месторождений.

Ответов на эти вопросы не последовало, более того, тему постарались заглушить. А между тем, чем дальше, тем данный вопрос будет подниматься все чаще. Граждане обоснованно связывают рост цен, к примеру, на бензин с тем, что казахстанские месторождения по факту осваиваются иностранными компаниями, которым нет дела до нужд населения. 

Если правительство не в пожарном порядке начнет решать эти вопросы, а системно и последовательно, то цены ему не будет. А решать надо, ибо невнимание к насущным заботам граждан чревато последствиями, и можно смело говорить о том, что в таком случае власти рубят сук, на котором сидят. 

Фото из открытых источников


Жан Абишев

Топ-тема