Последний квартал года — традиционный период всплеска творческой активности в Алматы: форумы, премьеры, фестивали. В в последнее время весьма интересным событием на театральной карте южной столицы стал фестиваль «Алматинская осень».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Темные аллеи любви. «Русские сезоны» в Алматы
Театральная неотложка: утром в блоге — вечером в спектакле
Сиротливый запад: ирландский конфликт на алматинской сцене
Фестиваль «Алматинская осень» традиционно посвящен камерным театрам — то есть тем постановкам, которые ставятся на малой сцене, близко к зрителю. В 2025 году фестиваль состоится с 20 по 26 октября на площадке Театра Ермашова (ЛТЕ). Подробное расписание спектаклей и сеансов можно найти на сайте театра и на его страницах в соцсетях.
Идея фестиваля — не соревнование, а обмен идеями и творческими находками. Он служит площадкой для молодых и независимых театров, помогает создавать диалог между артистами и зрителями, раскрывает новые формы сценического искусства.
Главное условие участия в фестивале — камерность спектакля. То есть, он должен длиться не более 90 минут, быть по структуре вполне себе минималистичным, дабы не занимать много времени при подготовке площадки.
В афише фестиваля — театры из Алматы и других городов Казахстана, а также из ближнего зарубежья.
Вот некоторые постановки и коллективы.
Первой в программе заявлена постановка арт-убежища «BUNKER» «А рыбы спят?»
В спектакле рассказывается история девочки по имени Джетта, которая в девять лет потеряла младшего брата Эмиля. Через год после смерти Эмиля она возвращается мыслями к утрате, пытаясь осмыслить свою травму, принять ее и понять: кто такая Смерть, где она находится — в ее воображении или реальности. Пьеса Йенса Рашке часто интерпретируется как история взросления, памяти и внутреннего диалога с ушедшим. Спектакль балансирует на границе между серьезной темой и легкой формой: несмотря на драматический фон, постановка включает ироничные моменты, тонкий юмор и открытую манеру изложения, что делает ее доступной и эмоционально насыщенной для подростков и взрослых.
Интересна и постановка «Проверочное слово – «Жизнь»» пока не столь раскрученного алматинского коллектива Театр «727») Это монодрама автора Альбины Гумеровой. Главная героиня — женщина около 30–35 лет (в некоторых анонсах уточняется, что «женщина 35+»). В спектакле описывается, что героиня заказывает себе «банное пеленание» и другие новомодные процедуры, но оказывается в странном месте, где не помнит свое имя и детали собственной биографии. Постепенно в ее воспоминаниях проявляются фрагменты прошлого, которые приводят к осознанию ее сущности и связей с жизнью. Тема постановки — исследование внутренней идентичности, памяти, женских стремлений и границ самопознания.
Можно обратить внимание на постановку «Житейские обстоятельства» — это музыкально-драматический спектакль по рассказам Михаила Зощенко, поставленный алматинским театром «СЦЕНА». В центре сюжета – жизнь простых людей в коммунальном доме, их попытки наладить личную жизнь и найти счастье на фоне бытовых скандалов и комичных ситуаций.
Впрочем, это только лишь алматинская часть театральной программы. Предполагается также разнообразная программа театральных площадок из Бишкека, Темиртау и Астаны.
Фестиваль «Алматинская осень» — это, по сути, не просто поддержка независимых театральных коллективов, ищущих свою сцену, но и мягкий промоушн самого театра «ЛТЕ» как культурной точки притяжения. Ведь к формату театра в спальном районе у нас до сих пор не привыкли массово. Да, времена, когда театр непременно ассоциировался с занавесом, портьерами и бархатными креслами, вроде бы прошли. Но ощущение, что театр — это когда нужно ехать в центр, все еще живет в сознании горожан.
Парадокс в том, что зрителя из другого конца города в «ЛТЕ» встретишь чаще, чем жителя соседнего двора. И, может быть, именно такие фестивали, как «Алматинская осень», и нужны для того, чтобы театральная карта южной столицы наконец перестала быть привязанной только к центральным точкам. Чтобы театр у дома перестал быть исключением, а стал естественной частью городской жизни.
Фото из открытых источников