Геополитика

Социальные архитекторы против косоруких разведчиков

Марат Шибутов

27.01.2026

Теперь отношениями с Казахстаном будут заниматься те, кто ранее работал внутри России

В 2025 году в России случился ряд событий, которые пусть и не были громкими, но имели большое значение и, скорее всего, повлияют на казахстано-российские отношения. В чем они заключались и к чему приведут, расскажу в этой статье. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Черным по белому: кто делит человечество по сортам

Экономическая интеграция для осязаемых результатов: задачи ЕАЭС

Казахстан ценят за предсказуемость — обозреватель

Начнем с главного — 18 сентября произошло важное кадровое изменение в составе руководства Администрации президента России. Получил отставку Дмитрий Козак, заместитель руководителя АП, занимавший эту должность с 2020 года. При этом, самое интересное, не была использована формулировка «в связи с переходом на другую должность», то есть никаких других постов ему не предложили. И вот уже январь 2026 года и ситуация не поменялась, что о многом говорит. 

Учитывая, что кадровая политика Владимира Путина отличается известным консерватизмом, и от своих кадров, тем более знакомых еще с работой в Санкт-Петербурге, он избавляется крайне редко, то отставка Дмитрия Козака показывает плохое к нему отношение и то, что он не оправдал надежд высшего руководства. 

Отмечу, что до этого, 29 августа, вышел указ по изменению структуры Администрации президента РФ. Два управления (приграничного сотрудничества и по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами) были ликвидированы, и на их месте образовано новое управление по стратегическому партнерству и сотрудничеству. Это тоже очень интересно, потому что подобная ликвидация управления, если не считать изменений 2024 года, происходила только в 2000 году, а эти ликвидированные управления работают практически с 2005 года.

При этом, отмечу, что эти управления находились как раз под кураторством Дмитрия Козака, а вот новое управление, которое было образовано осенью, будет работать под кураторством Сергея Кириенко. Это очень важные вещи, в том числе и для Казахстана. В чем смысл? Дело в том, что Дмитрий Козак заведовал в Администрации президента отношениями с постсоветскими государствами. Ну, а внешней политикой в целом занимается помощник президента Юрий Ушаков, а Сергей Киренко отвечает за внутреннюю политику. 

Но отмечу следующее, Козак начал работать с 2020 года, и с тех пор в отношениях с постсоветскими странами у России все становится очень плохо, есть многочисленные скандалы, с одной стороны, потеря влияния, а с другой, непосредственно постоянно нагнетаемая медийная истерика, что там кто-то нанес удар в спину, кто-то кого-то теряет, где-то растет русофобия и так далее. Ну, и для окончательной оценки можно отметить, что главным направлениям работы Козака была как раз Украина. В итоге Владимир Путин под влиянием Козака и ФСБ фактически думал, что его войска встретят на Украине с цветами, а в реалии вышло совсем по-другому, и кровопролитная война идет уже четыре года и уже по длительности превзошла Великую Отечественную.

Поэтому, конечно, было удивительно, что его сразу не отправили в отставку, но я еще раз отмечу, что Владимир Путин все-таки старается не обижать своих старых друзей. Ну, и когда фактически Козак завалил отношения со всеми практически постсоветскими государствами, кроме, может быть, Туркменистана, Таджикистана и Беларуси, его все же попросили на выход. И скорее всего сыграли роль в его отставке не только какие-то внутренние российские оценки, но и, соответственно, недовольство со стороны постсоветских государств, которое их лидеры высказывали на встречах с Владимиром Путиным.

Позже, 24 октября 2025 года, на пост начальника управления по стратегическому партнерству и развитию был назначен Вадим Титов. Он ранее был генеральным директором частного учреждения «Русатом – международная сеть», а до этого работал в госкорпорации «Росатом» с 2009 года, до 2019-го он занимал должность главы регионального центра компании по Центральной Европе. Как видно, Сергею Кириенко удалось на это место поставить своего человека, хотя некоторые говорили, что туда придет протеже Сергея Шойгу и сын бывшего генерального прокурора Игорь Чайка, работающий сейчас заместителем руководителя «Россотрудничества». 

Ну, а 8 декабря 2025 года указом президента Путина было утверждено положение об управлении президента Российской Федерации по стратегическому партнерству и сотрудничеству. Согласно ему основными задачами управления стали:

  1. Обеспечение разработки и реализации международных проектов и программ;
  2. Участие совместно с Экспертным управлением по согласованию с управлением по внешней политике в подготовке переговоров и встреч президента с должностными лицами государственных органов иностранных государств;
  3. Подготовка предложений президенту по вопросам, касающимся участия Российской Федерации в содействии международному развитию и повышения эффективности приграничного сотрудничества;
  4. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности президента и руководителя Администрации президента.

В общем, теперь отношениями с Казахстаном будут заниматься те, кто ранее работал внутри России. И что это меняет как для России, так и для Казахстана? 

Начнем с главного — это изменение кураторства и, соответственно, методов работы. Если раньше в основном использовалась дипломатия, разведка и немного плохой копии американской «мягкой силы», то сейчас в ход пойдут политические технологии, отработанные внутри России. И это на самом деле гораздо более значимо, потому что дипломатия у России получалась очень плохо, как и разведка, ну а про работу «Россотрудничества» без смеха рассказывать невозможно. 

А вот по политических технологиям Россия очень сильна и может потягаться с кем угодно. К примеру, невоенные успехи ЧВК «Вагнер» в Африке связаны как раз с использованием не дипломатов, а политтехнологов. И это руководство России оценило. Применение стандартных политтехнологий будет намного успешней, чем дипломатия, и это стоит Казахстану учитывать. Если даже само управление не справится, там есть еще ряд других управлений внутриполитического блока, которые ему могут помочь. 

Вторым по значимости является фактор людей — дело в том, что предыдущие главы управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами были кадровыми офицерами СВР с соответствующими особенностями мышления. Что же получается в итоге? Люди, привыкшие вредить объекту разработки, заниматься там провокациями, вербовкой и шантажом, получают приказ наладить отношения с другой страной. Но вполне предсказуемо занимаются тем, чем обычно занимались вместо нормальной дипломатии. В итоге руководству России пошли доклады, а российским СМИ пошли темники, что вокруг России одни соседи-русофобы, которые спят и видят, как вонзить нож в спину России. 

Однако у руководства России были дополнительные источники сведений, поэтому они хотя и долго терпели вранье от подчиненных, но потом резко и без компромиссов решили с ними вопрос. В итоге старое начальство управлений было уволено. К признакам исправления ситуации я бы отнес недавно выпущенный в Москве доклад «Контуры нового стратегического партнерства между Россией и странами Центральной Азии» под руководством известного политтехнолога Алексея Чеснакова экспертами Фонда развития гражданского общества и Центра политической конъюнктуры. Казахстан там охарактеризован как ключевой и наиболее глубоко интегрированный партнер России в Центральной Азии, обладающий наибольшим экономическим, институциональным и кооперационным потенциалом в регионе. И самое главное, там нет ни одного упоминания «русофобии», то есть концепция прежних кураторов российско-казахстанских отношений уходит в прошлое. 

Вторым хорошим признаком улучшения ситуации я бы отнес временное отстранение от эфиров Владимира Соловьева после его публичной угрозы в эфире начать СВО против Армении и стран Центральной Азии. По слухам, только заступничество первого зама руководителя АП Алексея Громова удержало его от увольнения с государственного телеканала. Раньше такие эскапады проходили для Соловьева без проблем, но ситуация поменялась. 

Надеюсь, что в будущем казахстано-российские отношения будут российской стороной рассматриваться как взаимовыгодный обмен и дружба, а не как поле противостояния и поиска врагов. Вроде бы основания для этого есть, и хорошо, если прежняя политика уйдет в далекое прошлое. 

Фото из открытых источников


Марат Шибутов

Топ-тема