Мир поменялся. Происходящие сегодня события вокруг Гренландии невозможно было себе представить при администрации президента Джо Байдена. Однако за Дональдом Трампом стоят другие силы и у них иной план будущего США и мира. Государствам Европы в этом будущем предстоит существенно «ужаться» и освоиться с ролью полноценных сателлитов Вашингтона.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Семейный раздор
Коллективный Запад остается одной большой семьей, но уже неблагополучной. После того, как аналитики в Соединенных Штатах пришли к выводу, что страна мировой гегемонизм не тянет, стало понятно, что нужно протягивать ножки по геополитической одежке.
Президент Трамп исходит из концепции тотального доминирования Вашингтона в Западном полушарии, на базе чего есть шанс сохранить США в качестве главной силы планеты. Гренландия географически находится в Северной Америке, а потому контроль над ней укладывается в Доктрину Монро от 1823 года.
Крупнейший остров Земли обладает колоссальными запасами природных ресурсов. В свете потепления климата и передовых технологий его освоение в XXI веке имеет качественно иные возможности, чем в прошлом столетии.
Когда США вели Холодную войну с СССР, то Западная Европа (Восточная Европа находилась в советском блоке) рассматривалась как аванпост геополитического противостояния. Поэтому Вашингтон всячески усиливал и субсидировал европейских союзников, пускал их товары на американский рынок без пошлин. База в Туле (Питуффик) выполняла на Гренландии функции поддержки европейского театра военных действий.
Советский Союз в 1991 году рухнул. Для 47-го президента Соединенных Штатов приоритетом является противостояние с Китаем. Теперь Гренландия нужна в качестве инструмента оптимизации оборонного периметра Дяди Сэма и кладовой природных ресурсов.
Американцы уже пытались заниматься разработкой полезных ископаемых арктического острова, но выданные в Копенгагене лицензии аннулировались властями Гренландской автономии. Природа в тех краях очень хрупкая, воды богаты рыбой, поэтому местным жителям никакие грубые вмешательства в уязвимые экосистемы не нужны.
При переходе острова под юрисдикцию США все подобные вопросы станут решаться в Вашингтоне, а Нууку (бывшему Готхобу) предстоит подчиняться. Копенгаген и стоящий за ним Брюссель вообще отпадут в качестве административных барьеров на пути американской деятельности в Гренландии.
Социологическая информация по настроениям собственно гренландцев противоречивая. По одним замерам, 85% не хотят становиться гражданами США. По другим — только 5 тысяч из 56,5 тысячи категорически против жизни под звездно-полосатым флагом. Но это им еще персонально не предлагали получить на руки ни 100 тысяч долларов, ни 1 миллион (порой фигурирует сумма в четверть миллиона долларов на одно лицо).
Дезориентация Европы
Евросоюз и Великобритания оказались в положении Польши перед Второй мировой войной. Накануне германского вторжения с запада выяснилось, что все военные планы Варшавы были выстроены против СССР на востоке. Ну, а с направлений вероятного немецкого нападения не было ни оборонительных сооружений, ни планов развертывания. Сейчас нечто подобное повторяется с Гренландией.
Поначалу европейцы решили провести демонстрацию своего единства перед лицом поползновений президента Трампа. Вроде как собрали 34 военнослужащих. Потом 47-й хозяин Овального кабинета ввел с 1 февраля дополнительные 10% торговых пошлин против стран, которые противодействуют американскому контролю над Гренландией. Это Дания, Великобритания, Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Финляндия и Нидерланды. С 1 июня 2026 года размер пошлины для них вырастет до 25%. Таможенный сбор вводится до полной и безоговорочной покупки Гренландии.
Президент Франции Эммануэль Макрон пообещал, что европейцы на новые пошлины ответят «единодушно и скоординировано». А вот Германия спешно забрала из Гренландии ранее отправленных 15 солдат. При этом даже не стали возиться с военно-транспортным самолетом — всех привезли гражданским рейсом.
Экономика ФРГ уже страдает от введенного американского тарифа в 15%. На рынок США немецкие производители отправляют машины, оборудование, химикаты, лекарства и другие товары на 157 млрд евро в год. При этом за 2025 год экспорт немецкого автопрома в Соединенные Штаты уже упал на 14%. Эта же отрасль больше всего пострадает от дополнительных 10%, а потом 25%.
Гренландское обострение происходит на фоне нерешенного «украинского вопроса». Объединенная Европа сильно вложилась в военное противостояние с Россией и единственный приемлемый для нее вариант — это раздел и ограбление Российской Федерации. Пока в Белом доме сидела администрация Байдена, европейцы и американцы действовали сообща. С приходом Дональда Трампа расклад очень сильно поменялся.
Если ЕС и Великобритания продолжат «брыкаться» из-за Гренландии, то Вашингтон может прекратить продажу своего оружия на европейские деньги для Киева. Отдельным блоком стоит энергетический вопрос. Дешевые российские энергоносители Европа больше не получает. Катар вяло поставляет на европейский рынок СПГ из-за продвигаемого Брюсселем «углеродного налога». Если еще и Дядя Сэм перекроет поставки, то европейская энергетика окажется в совершенно жутком состоянии.
Любая затяжная война подразумевает под собой истощение и потерю на тех направлениях, с которых ресурсы оттягиваются на ведение боевых действий. В случае с Москвой она из-за СВО на Украине потеряла влияние в Закавказье (особенно Армения и Азербайджан), утратила прежние позиции в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Потеряна Сирия. В Африке тоже по ряду позиций имеется очевидное ослабление.
Что касается Евросоюза, то за 2022–2026 гг. главным местом его потерь стало внутреннее единство. Достаточно сравнить общеевропейскую позицию в 2022–23 гг. и в 2026-м. Причем отсутствие внутреннего единства простирается от отношений с Россией до торгового соглашения с Меркосуром в Южной Америке. Гренландия в этом отношении не стала исключением.
Президент Трамп тоже производит атаки на европейские государства дифференцированно. «Восьмерка» стран за строптивость получила «гренландские пошлины», а вот Польша, Италия, Испания и другие, которые сидят тихо, обошлись легким испугом.
Пошлины — это еще и удар по структурам Евросоюза. По документам ЕС в экономических вопросах решающее место за Брюсселем, поэтому интересно, как американские таможенники будут отделять товары из стран с повышенными тарифами от остальных.
Европейцы делают информационные угрозы в адрес Соединенных Штатов, но сугубо анонимно через утечки в СМИ. Мол, они могут оставить Вашингтон без военных баз в Европе и тому станет сложно проецировать военную силу. Но Дональду Трампу в противостоянии с Китаем НАТО не помощник, поэтому угроза достаточно сомнительная.
Канадская засада
После успешной операции по похищению Николаса Мадуро и Силии Флорес в Венесуэле, рейтинг президента Трампа в США поднялся с 39 до 42%. По идее, если до промежуточных выборов в Конгресс присоединить Гренландию, то всплеск популярности практически обеспечен. К тому же Европа уже расписалась в своей неспособности к организованному и совместному сопротивлению.
На все это с тревогой смотрят из Канады. Премьер Страны кленового листа Марк Карни резко метнулся в Пекин, и председатель КНР Си Цзиньпин впервые за восемь лет принял главу канадского правительства.
После переговоров стороны провозгласили формирование «нового стратегического партнерства». В его рамках предусмотрено укрепление сотрудничества как на двусторонней основе в дипломатической и экономической сферах, так и по проблемам глобального управления.
Канада ожидает, что ее каноловое масло (пищевой продукт), мука, горох, лобстеры и крабы с 1 марта не будут облагаться «дискриминационными тарифами» на рынке Поднебесной. В обмен Оттава согласилась допустить на свой рынок 49 тысяч китайских электромобилей по льготной ставке 6,1% вместо введенных в октябре 2024 года пошлин в 100%.
Поводов беспокоиться у Канады более чем достаточно. Правда, сначала нужно посмотреть, по какой политической технологии 47-й президент Соединенных Штатов будет присоединять Гренландию. Если через механизм референдума — по датской конституции 2009 года такое можно — то Оттаве стоит приготовиться.
После того, как из Канады не получилось сделать 51-й штат США добровольно, Дональд Трамп будет поглощать ее по частям. Канадская провинция Альберта намерена провести референдум о независимости уже в 2026 году.
Есть вариант, при котором канадские индейцы в арктической зоне проводят референдум и выходят из канадской федерации с присоединением к Соединенным Штатам. После того, как оставшаяся территория Страны кленового листа практически со всех сторон будет окружена территорией США, то процесс «вхождения» остальных участков пойдет гораздо быстрее.
Учитывая то, как быстро американский доллар выходит из международной торговли (его использование за пять лет упало на 15%), инвесторы теряют интерес к трежерис (долговым обязательствам правительства Штатов), с какой скоростью доллар замещается в международных валютных резервах золотом, а монархии Аравийского полуострова и Персидского залива продают нефть за юани, президент Трамп должен форсировать аншлюс Гренландии.
У хозяина Овального кабинета ограниченное окно действий по времени не только из-за ноябрьских выборов в Конгресс. Возможности экономики и валюты США находятся в фазе падения. Поэтому реализовать ослабляющийся потенциал по линии геополитики можно только в режиме блицкрига.
Фото из открытых источников