Геополитика

Доктрина Трампа. Европа стала врагом США

Владислав Юрицын

10.12.2025

У Запада должен быть только один центр силы — видимо, лишь в Белом доме

Западная привычка к геополитической прямолинейности порой пугает. Зато всегда предельно понятно, кто друг, а кто враг. Если по какой-то причине ярлыки на участниках политических процессов поменялись, то об этом будет заявлено официально. Новая стратегия национальной безопасности США в этом отношении просто типовой документ. Хуже всех от него будет Европе.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Из-за позиции Европы по Украине США могут проиграть Китаю

28 пунктов мира от Дональда Трампа

Пекин и Вашингтон стали «толкаться» сильнее и больнее

Наведение порядка на Западе

Из-за трансатлантических связей, ТНК, НАТО, финансовых и товарных рынков США и Европа в какой-то момент срослись как сиамские близнецы. И вот в Белом доме пришла к власти администрация неоимпериалистов Дональда Трампа, а в Евросоюзе и Великобритании остались рулить элиты старого глобалистского образца. 

47-му президенту США нужны реиндустриализация, милитаризация, решение проблемы гигантского госдолга Соединенных Штатов, а ему в Объединенной Европе устраивают обструкцию из-за интересов финансовых спекулянтов и всевозможных «инклюзивщиков» с их ЛГБТ-повесткой, социальными иждивенцами, неконтролируемой миграцией и прочими девиациями. 

Вдобавок Европа при администрации Джо Байдена втянулась в войну с Россией. После того, как американцы решили вопрос по отрезанию европейской промышленности от дешевых российских энергоносителей и прочих ресурсов, в Вашингтоне дело посчитали сделанным — и теперь пора переключаться на Китай. 

Но в Европе другие порядки. Сидящие сегодня в Брюсселе и ряде национальных столиц люди не могут на американский манер заявить, что наблюдаемые неурядицы — это все проделки старых администраций, а они не при делах и умывают руки. Потому что за потраченные сотни миллиардов европейских евро на войну в Восточной Европе спросят именно с них.

Европейцы в лице Урсулы фон дер Ляйен капитулировали перед Трампом в экономических вопросах, но теперь требуют, чтобы американцы участвовали в войне с Россией, которая все меньше похожа на гибридную и все ближе к перетеканию в фазу открытого столкновения с Москвой. 

Европейским элитариям нужно победить Российскую Федерацию, расчленить ее и ограбить, тогда как 47-му хозяину Овального кабинета Россия нужна целостная и пригодная для игр по сдерживанию Китая. К тому же в случае развала РФ минимум до Урала все уйдет под полный контроль Поднебесной, а Дональда Трампа такие перспективы отнюдь не вдохновляют. 

«Депозит Набиуллиной» в 350 млрд долларов бывших российских государственных активов Трамп уже нашел как освоить, но европейцы при этом заявляют на эти деньги свои права и делают разнообразные корыстные поползновения. 

Стратегия национальной безопасности США от 5 декабря 2025 года — это осязаемое руководство к действию, с помощью которого Вашингтон пойдет к заявленным целям. В этих целях Европе уготована участь донора. Как в случае с коровами, если те не дают молоко, то будут поставлять говядину. 

Обоснование для использования ЕС и Великобритании в качестве ресурса строится на том, что демократия в тех краях выродилась, свободы слова нет, вместо миграционной политики — караул! Общие с американцами ценности евробюрократы опошлили и забросили. 

Как показал 2025 год, к самостоятельной схватке с Москвой без помощи США европейцы не готовы — армии еще не развернуты. А потому и момент для приведения Объединенной Европы в чувство оказался очень подходящим. 

Латинская Америка

Концепция внешней политики Вашингтона от Дональда Трампа получила неофициальное название «Доктрина Донро» (смесь Доктрины Монро и имени 47-го президента Штатов). 

Доктрина Монро подразумевает безраздельное лидерство США в Западном полушарии. Если к Кубе как к рецидиву от времен Холодной войны в Белом доме в каком-то смысле привыкли, то ситуация с Венесуэлой носителям идеологии MAGA и неоконсерваторам просто разрывает душу. 

В Каракасе сошлось слишком много вызовов — от гигантских запасов нефти, под сорта которой отлажены технологии многих североамериканских НПЗ, до явно левого идеологического уклона у необоливарианцев Николаса Мадуро.

Когда американский президент Джеймс Монро выступил со своей доктриной 2 декабря 1823 года, в Латинской Америке и близко не было сегодняшнего товарного, торгового, инвестиционного, технологического, логистического и политического присутствия Китая. Венесуэла сегодня по факту — экономический протекторат Поднебесной, и с этим в Белом доме вынуждены считаться. 

В законодательстве США есть нормы, разрешающие американские военные интервенции в страны ЛА. Но одно дело юридические бумажки, и совсем другое — реальные расклады сил. 

Гипотетически Пентагон и ЦРУ способны довольно резво отстранить Мадуро от власти, но полный туман относительно того, что будет дальше. В Венесуэле выстроена весьма своеобразная модель общественного устройства, где масса низовых коммун живет бедно, зато на халяву (через перераспределение природной ренты). Этим людям нечего терять и одновременно они достаточно хорошо знакомы со стрелковым оружием. 

Партизанская война в Венесуэле — один из вероятных вариантов развития событий после американского вторжения — неизбежно перекинется как минимум на Колумбию и очень вероятно на Эквадор и определенные районы Бразилии. Что делать с таким геополитическим костром — стратеги в Белом доме не знают. 

Как ни маскируй смещение необоливарианцев от власти и захват ресурсов страны под борьбу с наркокартелями, никого из серьезной публики такое в заблуждение не введет. А значит снова имиджевые и репутационные потери, рост антиамериканских настроений в Латинской Америке и не только. 

Что касается наркокартелей, то мексиканские члены данного семейства по годовому экономическому обороту уже ушли за триллион долларов. Речь не только о вертикальной наркоторговле от плантаций в Перу до розничного сбыта в США. Эти картели активно занимаются легальными видами бизнеса от всевозможных производств до торговли и транспортных услуг.

При этом силовая составляющая мексиканских картелей более чем внушительная. Если на латиноамериканском направлении Вашингтон даст слабину и обнаружатся пределы его военных возможностей, то наркокартели неизбежно вступят с ним в вооруженную борьбу. 

Что касается колумбийских наркокартелей, чьи финансовые и силовые возможности по-прежнему впечатляющие, то их ресурсы автоматически задействует пожар гражданской войны в северной части Южной Америки. Если ситуация в Венесуэле сдетонирует так, как предполагают многие эксперты.

В общем, одно дело объявить себя самым главным и непререкаемым в Западном полушарии и совсем другое подтвердить свои декларации реальной силой и возможностями. 

Ближний Восток, Россия и Китай

Если предельно коротко, то с Ближнего Востока США намерены уходить. Не сразу, но стратегическое направление движения понятно. Вестернизация арабских режимов по американскому образцу Вашингтон больше не интересует и усилий на данном направлении он прикладывать не будет. 

А вот энергетика, транспортная сфера, торговля оружием и искусственный интеллект — такие вещи Белому дому интересны.

Все это плохой сигнал не столько для Израиля, сколько для Биньямина Нетаньяху. Тель-Авиву дан недвусмысленный наказ мириться с соседями по региону и учиться сосуществовать с ними мирно. Да и как иначе, если военного плеча США вскоре не будет?

На этот случай у Трампа есть Соглашения Авраама. Все подписывают необходимые политические, экономические и оборонные документы, торгуют и ведут себя примерно. Возможно ли такое в принципе? Пока Соединенные Штаты сильны, то какое-то время да. Ну а дальше вряд ли. 

В новой доктрине нацбезопасности Россия больше не позиционируется как угроза для США. К Москве вообще все демонстративно комплементарно на фоне «идеологической пропасти» между Вашингтоном и европейскими странами. 

Запрет НАТО дальше расширяться — тоже дружественный жест в адрес Кремля. При этом отдельно подчеркивается, что недопущение конфликта между Россией и государствами Европы невозможно без участия США. Как следует из документа, американцы будут работать над вопросами деэскалации. 

Китай в обновленной стратегии Белого дома воспринимается как главный конкурент. Потому что из-за возрастающей экономической, технологической, дипломатической и военной мощи Пекин стремится изменить мировой порядок. Тот самый порядок, где США находятся на самой вершине пирамиды.

Чтобы успешно работать на китайском направлении Вашингтон будет прикладывать усилия по реиндустриализации и наращиванию американских конкурентных преимуществ. 

Там еще сказано об объединении усилий с союзниками и партнерами. На примере Европы понятно, что это означает наведение послушания и дисциплины, чтобы «союзники» четко выполняли спускаемые им указания, а не занимались самодеятельностью и девиациями. 

При этом декларируется, что противостояние с Поднебесной будет осуществляться в первую очередь мирными средствами и будто Вашингтон готов к сотрудничеству с Пекином в тех сферах, которые представляют взаимный интерес. 

Хватит ли у Белого дома на заявленные планы ресурсов и политической воли, вопрос открытый, но то, что цели определены и задачи поставлены предельно ясно — уже без вопросов.

Фото из открытых источников


Владислав Юрицын

Топ-тема