История, в отличие от денег, не любит тишины. Практически каждый день в календаре являет собой целый узор пересекающихся судеб, реформ, конфликтов, открытий. И сегодняшний день не исключение. В разные годы, века и даже тысячелетия он вобрал в себя события, меняющие направления государства, науки, культуры и даже глобальной политики. Начиная с античной эпохи и заканчивая современными политическими трансформациями, 5 декабря становится днем, где прошлое неожиданно перекликается с сегодняшними вызовами. В том числе и в Казахстане. Давайте вместе убедимся в этом.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. На пыльных тропинках далеких планет…
Первая концепция «слышащего государства»
Начнем с Древнего мира. 5 декабря 146 года в Рим вернулся Марк Аврелий —один из самых уважаемых философов на троне. Его поездка была связана с инспекцией дальних провинций, которые требовали не столько военной силы, сколько управленческой мудрости и того, что сейчас называют дипломатией. Аврелий воспринимался римлянами как правитель, который не просто держит империю в кулаке, а пытается понять ее изнутри, увидеть слабые места, почувствовать дыхание окраин, услышать страхи и пожелания простых людей. Для тех времен это было редкостью, так как императоры чаще демонстрировали величие, чем реальную заботу.
Интересно, что его подход к власти (без излишнего пафоса, но с философией долга) нередко сравнивают с современными технократическими моделями управления. Концепция, когда государство, которое стремится слушать и наблюдать, а не только приказывать, актуальна и сегодня. И в Казахстане, и во многих других странах постепенно растет интерес к тому типу лидерства, который Марк Аврелий демонстрировал почти две тысячи лет назад.
А вы не были на Гаити?
Теперь про открытия, куда тут без них. 5 декабря 1492 года Колумб достиг острова Гаити, который он назвал Испаньола. В тот момент это был один из ключевых эпизодов эпохи Великих географических открытий. Контакт европейцев и Нового Света стал поворотом цивилизаций, одновременно открыв новые торговые пути и породив тяжелые колониальные последствия. Вот и Гаити вскоре превратился в богатейшую колонию, построенную на плантационном рабстве, что стало предвестником больших социальных потрясений.
Сегодняшние дискуссии о глобализации, культурной идентичности и исторической памяти часто возвращаются к моментам вроде этого. Как и в Центральной Азии, где идет процесс переосмысления собственной истории, на Карибах вопрос, что нам оставила колониальная эпоха, остается болезненным, но важным для формирования современного общества. Правда, нужно судить об Истории и ее составных частях не только с позиции сегодняшнего дня, но и глазами современников.
Про налоги
Еще одна актуальная тема. 5 декабря 1791 года Конгресс США утвердил один из первых государственных налогов — акциз на виски. На первый взгляд событие кажется малозначительным, но именно оно вызвало так называемый «Вискарный бунт», когда фермеры поднялись против федеральной власти. Это стало первым серьезным испытанием для молодого государства — Северо-Американские Штаты проверяли, насколько способны удерживать единство и проводить экономическую политику, не разрушая социальную стабильность.
Сам конфликт стал классическим примером дилеммы, как государству балансировать между модернизацией и осторожностью, между реформами и рисками. Современные дискуссии о налогах, тарифах, реформах экономики (в любой стране) удивительно перекликаются с теми давними спорами. И Казахстан тоже переживает период, когда налоговая политика становится не просто бухгалтерией, а частью общественного диалога.
Первая «Нобелевка»
Хотя сама церемония прошла 10 декабря, 5 декабря было объявлено первое решение Нобелевского комитета. Награды по физике, химии, медицине, литературе и миру заложили новую систему общественного признания. Это был момент, когда наука и культура получили международный «моральный капитал», конкретное материальное признание, которое не зависит от границ и политических режимов. С этого времени достижения ученых стали частью глобальной повестки. Хотя есть и Нобелевская премия мира, на которую тоже кое-кто претендовал и претендует до сих пор. Но это немного другая история.
Новая Конституция
5 декабря 1936 года была утверждена так называемая «Сталинская Конституция». Этот документ декларировал широчайшие демократические свободы, но на практике стал частью жесткой политической системы. Конституция интересна тем, что представляет собой парадокс: одна из самых «гуманистичных» по тексту, и одна из самых репрессивных по эпохе. Это важный исторический урок о том, как длинная дистанция между написанным и реализованным может разрушать доверие общества.
Казахстан, до этого бывший составной частью РСФСР на правах автономии, стал союзной республикой. Не «переписывая историю», следует отметить, что мы долго жили в контексте этого противоречия: традиции сильной бюрократии и одновременно стремление к обновлению институтов — это темы, с которыми страна работает до сих пор. И обсуждение новых реформ всегда проходит на фоне осмысления этого советского наследия.
Встреча на Мальте
Идем дальше, а точнее — ближе к нашим дням. Люди старшего и среднего поколений помнят о том, как главы СССР и США, Михаил Горбачев и Дональд Рейган, стали на высоком уровне договариваться о мире и разоружении. 5 декабря 1989 года продолжилась их Мальтийская встреча, ставшая ключевым эпизодом окончания Холодной войны. Лидеры обсуждали переход к новой модели отношений, фактически признавая, что мир вступает в постбиполярную эпоху. Этот саммит стал символом стремления к снижению напряженности, которое, как теперь кажется, было хрупким и временным.
С учетом сегодняшней турбулентности международных отношений, события 1989 года воспринимаются как контраст. Это было время, когда два ядерных игрока пытались найти язык мира, отбросив на второй план политические амбиции. А сейчас? Сейчас создается впечатление, что именно личные амбиции отдельных лидеров возвращают мир к Холодной войне. Жаль, но их президенты сейчас не те.
Казахстан и Киотский протокол
А теперь что касается нашей страны. 5 декабря 2012 года для Казахстана стало важной датой в сфере экологической политики — вступили в силу обязательства страны по Киотскому протоколу. Это означало переход к новым стандартам промышленной отчетности, развитию рынка углеродных квот и усилению внимания к климатической тематике. Для государства с крупнейшим в регионе промышленным сектором это был серьезный шаг и одновременно сигнал миру о готовности играть в «большую экологическую игру».
Сегодня климатическая повестка становится еще более актуальной — от засухи до трансформации энергетики. И решение десятилетней давности продолжает влиять на стратегию страны, особенно в контексте глобальных трендов ESG и декарбонизации. Также следует обратить внимание, что президент Токаев (в то время был заместителем генсека ООН) постоянно обращает внимание мировой общественности на проблемы экологии. Ведь она не знает географических границ, хоть и прямо зависит от той самой геополитической турбулентности. Впрочем, это действительно другая тема.
Фото из открытых источников