Новости

Казахстан лидирует в сфере грузоперевозок в Центральной Азии

Редакция

09.10.2025

Закрытие воздушного пространства выводит Алматы в центр внимания грузовых перевозчиков

Когда вторжение России в Украину привело к закрытию одного из самых оживленных воздушных коридоров в мире, Центральная Азия внезапно оказалась в центре логистики между Востоком и Западом. Маршруты, которые раньше обходили этот регион, были вынуждены сместиться на юг, и Средний коридор, долгое время рассматривавшийся как геополитическая тема для обсуждений, стал оперативной реальностью.

Для Гокера Косе, президента и генерального директора международного аэропорта Алматы, эта перемена все еще продолжается.

«В условиях Covid-19 это было скорее концепцией, но после пандемии и закрытия российского воздушного пространства стало общей реальностью, что страны, расположенные в этом коридоре, становятся все более привлекательными», — сказал он делегатам на Каспийском саммите по грузовым авиаперевозкам в Баку.

Регион, изменивший свое положение

Казахстан является географически неизбежным: девятая по величине страна в мире, она расположена на сухопутном мосту между Китаем и Европой. Но в течение многих лет отсутствие современной инфраструктуры держало аэропорты Центральной Азии на обочине карты грузовых авиаперевозок.

Сейчас, когда торговые потоки меняют маршруты, аэропорты от Баку до Ташкента спешат модернизировать свои объекты. Алматы, главный грузовой хаб страны, позиционирует себя как центральный узел. В прошлом году аэропорт обработал около 130 тысяч тонн грузов при поддержке таких перевозчиков, как Turkish Cargo, Silk Way West, Lufthansa Cargo и растущего числа китайских авиакомпаний.

Козе считает, что это только начало. «Казахстан стал одним из лидеров в сфере грузовых авиаперевозок в Центральной Азии, — сказал он. — Мы не рассматриваем соседние аэропорты как конкурентов, а как дополнение к услугам, которые мы предоставляем».

Такая позиция сотрудничества необычна для сектора, который характеризуется острой конкуренцией. Но в регионе, где все еще формируются цепочки поставок и торговые коридоры, сотрудничество может оказаться более реалистичным, чем конкуренция.

Ставка Алматы на грузовые перевозки

Аэропорт не оставляет рост на волю случая. Уже запущена серия проектов по расширению и модернизации объектов. В июле начались работы по капитальному ремонту инфраструктуры аэродрома стоимостью 200 миллионов долларов: реконструкция взлетно-посадочной полосы, новые рулежные дорожки, расширенная платформа для противообледенительной обработки и грузовой перрон, способный принять 10 широкофюзеляжных грузовых самолетов.

Сам грузовой терминал был переоборудован для обработки чувствительных грузов, в нем появились новые холодильные камеры и помещение для хранения радиоактивных материалов. Основное внимание уделяется фармацевтическим препаратам, скоропортящимся продуктам и дорогостоящим грузам. Амбиции Козе ясны: «Наша цель — достичь 200 тысяч тонн в ближайшие годы».

Это часть гораздо более масштабного 25-летнего генерального плана стоимостью 1,5 миллиарда долларов, который предусматривает четырехкратное увеличение пропускной способности по перевозке пассажиров и грузов. Владельцы аэропорта — TAV Airports и ее материнская компания Groupe ADP — делают ставку на то, что Алматы сможет превратиться из объекта советской эпохи в современный центральноазиатский хаб.

Структурные препятствия

Не все проблемы можно решить с помощью бетона и стали. Одним из самых больших ограничений в Казахстане является топливо. В течение многих лет ограниченные мощности нефтеперерабатывающих заводов и высокий НДС искажали внутренний рынок авиационного топлива, вынуждая перевозчиков закупать топливо за рубежом или платить завышенные цены.

Козе признал наличие проблемы, но указал на достигнутый прогресс. Реформа НДС снизила затраты перевозчиков, а импорт топлива из Китая начинает уравновешивать предложение. «Правительство осознает проблему и принимает меры. Решение не будет найдено в одночасье, но мы движемся в правильном направлении», — сказал он.

Аэропорт также готовится к выравниванию с более широкими тенденциями в области устойчивого развития. Ведется электрификация наземного обслуживающего оборудования, и Косе дал понять, что Алматы внимательно следит за тем, как регуляторы ЕС и США подходят к учету выбросов углерода для транзитных хабов. Для рынка, который в значительной степени зависит от пролета и технических остановок, эти правила могут иметь решающее значение.

Хрупкая возможность

Возрождение логистики в Центральной Азии зависит от устойчивых инвестиций, политической стабильности и способности предоставлять надежные и эффективные услуги в больших масштабах. Планы по развитию инфраструктуры амбициозны, но их реализация станет настоящим испытанием.

Пока Косе сохраняет оптимизм. «Мы считаем, что это только начало, — сказал он. — Казахстан имеет стратегическое расположение, и Алматы может играть ведущую роль в соединении Востока и Запада».

Источник: AIRSPACE CLOSURE PUSHES ALMATY INTO CARGO SPOTLIGHT

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Топ-тема