Казахстан отмечает 30-летие Основного закона страны. Глава государства Касым-Жомарт Токаев, выступая на конференции «Конституция и государственность: диалог права и будущего», называет реформу 2022 года самой содержательной в истории конституционного строительства в Казахстане. По мнению российского политолога, политтехнолога, руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачева, модернизация политико-правовой системы Казахстана опирается на преемственность, исторические традиции и ценности, сочетая их с новыми принципами демократии, справедливости и сменяемости власти. Почему Токаев отказался от идеи новой Конституции, зачем вынес поправки на референдум и как они отражают логику реформ — мы попросили эксперта поделиться мнением в интервью.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
30 лет Конституции: от законов Великой Степи до современности
Токаев как архитектор государства нового типа
Манифест Токаева. Вызов логике «вечного правления»
— Константин Эдуардович, почему, на ваш взгляд, президент Токаев называет реформу 2022 года самой глубокой и значимой за 30 лет? Какие изменения делают ее уникальной?
— Суверенитет, по мнению Токаева, стоит на прочном историческом базисе. Неслучайно президент Казахстана напомнил о ярчайших примерах степных законов: «Қасым ханның қаска жолы» («Светлый путь хана Касыма»), «Есім ханның ескі жолы» («Исконный путь хана Есима»), «Жетi жарғы» («Семь установлений») хана Тауке. Все действительное — разумно, все разумное — действительно. Ни один из периодов исторической жизни казахов Токаев не подвергает сомнению или критике. Все они рассматриваются как последовательность событий, которые вели к появлению Справедливого Казахстана — современного социального государства, признанного в мире, уважаемого соседями. Это было, пожалуй, главным в тезисах президента Токаева.
Народ прошел долгий исторический путь — от законов степи до нынешнего Основного закона. И эта традиция никогда не прерывалась. Однако каждое время ставит свои вызовы. У каждого этапа — свои возможности и свои риски.
Реформу 2022 года нельзя рассматривать в отрыве от всего генезиса казахской государственности. Она логичное продолжение этого генезиса. Реформа закладывает основы будущего, трансформация политико-правовой системы должна обеспечить устойчивое развитие, баланс ветвей власти, защиту прав граждан. Это путь от авторитарного государства к современной демократии с сильным лидерством. Я это вижу так.
— Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что вынесение поправок на референдум, а не проведение их через парламент, стало принципиальным решением. Как вы оцениваете этот шаг?
— Закону «О республиканском референдуме» четверть века, но по-настоящему люди смогли воспользоваться своим правом выбора будущего только в 2022 году.
Принять поправки через парламент означало бы показать недоверие гражданам, их здравому смыслу, интеллекту, патриотизму. Люди должны разделять ответственность за страну с избранной ими властью. Поэтому был выбран путь плебисцита. Референдум подтвердил и закрепил принцип, согласно которому единственным источником власти является народ Казахстана. То, что Токаев решил следовать принципу, согласно которому важнейшие решения, напрямую определяющие будущее страны, должны приниматься только путем всенародного референдума, демонстрирует его как демократического лидера, сторонника прогрессивных моделей государственного строительства, человека, который верит в человека.
— В своем выступлении президент Токаев отметил, что было много предложений выйти на референдум с проектом новой Конституции, не ограничивать себя поправками в Основной закон. Как вы интерпретируете отказ президента от идеи новой Конституции?
— Касым-Жомарт Токаев, выступая на научно-практической конференции, посвященной 30-летию Конституции Республики, заявил, что ни одна социальная сеть не была заблокирована в вашей стране. Я это даже запостил в своем Telegram-канале.
Казалось бы, при чем тут вопрос об отказе Токаева от идеи новой Конституции? А связь прямая. Нынешняя Конституция не только заложила основы новой государственности, она защищает права и свободы граждан, надо просто ей следовать. Изменения назрели. Но устойчивость правовой системы — это признак зрелости. Казахстан совершенствуется, однако не отвергает прошлое.
Основной закон по-прежнему обладает огромным созидательным потенциалом. Каждая статья Конституции отражает общие для всех граждан ценности, цели и интересы единой нации, о чем и говорил Токаев. Лучшее сохранить, дополнить новым — это принцип эволюции. А развитие Казахстана именно эволюционное: не каждый раз с чистого листа, а с опорой на историю, традиции, ценности. В Конституции Казахстана главная ценность — это человек. Поменялось ли что-то? Да, поменялось. От декларации перешли к делу. От риторики перешли к реализации прав и свобод.
При этом стабильность по-прежнему остается ориентиром. В условиях нынешней мировой турбулентности для защиты суверенитета прежде всего нужна внутренняя стабильность. Любые перемены должны быть соотнесены с этим неоспоримым обстоятельством. Эволюция предполагает, что забегать вперед паровоза не надо.
— Семилетний срок и запрет для близких родственников президента занимать ключевые посты Касым-Жомарт Токаев назвал уникальными политико-правовыми решениями исторической значимости. Как эти нормы отражают ключевые принципы реформ Токаева?
— Ключевые принципы реформ Токаева — это сменяемость власти и недопущение геронтократии. Непотизм должен уйти в прошлое. Токаева, очевидно, вдохновляет идея меритократии — системы, при которой заслуги (а именно способности и усилия) вознаграждаются успехом. И это не должно зависеть от родственных связей. Меритократия — оценка людей по заслугам и по достоинству — приносит в нашу жизнь больше равенства и справедливости. Меритократия совместима с демократией. Если государство теряет уважение своих граждан, оно долго не простоит. А уважение начинается с соблюдения принципа справедливости.
Идея Справедливого Казахстана представляется мне очень глубокой, хотя трудно реализуемой. Это цель, а не состояние в моменте. Это направление движения. Дорогу осилит идущий. Этого идущего не должны хватать за руки братья, сестры, дети, племянники и племянницы. Они должны идти вместе со всеми. На общих основаниях. Это и есть справедливость.
Ну, а сменяемость власти — это инструмент развития, лучшая гарантия от застоя. Суть сменяемости власти скрывается в том, чтобы один конкретный человек не мог пожизненно влиять на все ключевые политические, экономические и иные сферы деятельности с целью концентрации всех полномочий в своих руках. Если в наше время какой-то конкретный человек имеет возможность и желание делать все, что ему захочется, и оставаться при этом безнаказанным, то последствия этого ужасны.
В чем недостаток авторитаризма — в особенностях человеческого организма. Даже самый продвинутый реформатор может однажды забронзоветь, даже самый умный правитель может столкнуться с когнитивными изменениями и отрывом от реальности. Сменяемость привязывает к реальности. Но не менее важна преемственность. Семь лет — достаточный срок, чтобы заложить основы будущего и обновить элиту. За семь лет можно подготовить и преемника. Было бы желание.
— По словам Токаева, конституционные, политические и экономические реформы, потенциал народа, масштабные инвестиции в образование, науку и культуру — все это в совокупности проложило путь к позитивным переменам в стране. Как вы видите со стороны эти изменения в жизни казахстанцев?
— Путь к позитивным переменам в стране — это вложения в человеческий капитал. Казахстан — не Россия: у нас средний возраст гражданина приближается к 43 годам, у вас средний возраст — 32 года. Молодые составляют большинство. Инвестиции в образование, культуру, науку — это прежде всего инвестиции в них. Если не вкладывать в молодежь современные светские ценности, а это наука, культура, хорошее образование, то в них могут вложить ценности политического радикального ислама. И для Казахстана это реальный риск.
Позитивные изменения не только в том, что по уровню ВВП на человека Казахстан в этом году обогнал Россию. Позитивные изменения — в отношении к знаниям. В 2020 году с подачи Токаева учителям подняли зарплату вдвое. Сейчас медианная зарплата учителя в Казахстане ощутимо выше, чем медианная зарплата российского педагога. Вот вам разница подходов. В вопросе отношения к учителям не раз и не два в своем телеграм-канале я ставил Казахстан в пример. Как ставил вас пример в вопросе защиты права на свободу информации. Надо быть открытыми миру, но не настежь. Впускать только лучшее. У Токаева получается.
То, что футбольный клуб «Кайрат» в Лиге чемпионов Европы — тоже бесспорное достижение. А могли бы играть в азиатской лиге с клубами второго уровня.
Позитивные перемены только начинаются. Политические и экономические реформы — инструмент обеспечения конкурентоспособности страны и ее граждан. Желаю вам в этом больших успехов!
Фото из открытых источников