Падение Перизат Кайрат было таким же резким и стремительным, как и ее взлет.
Не так давно Кайрат была почти никому не известной двадцатилетней девушкой из Актобе, руководившей волонтерскими инициативами молодежного крыла правящей партии «Нур Отан». Но в 2019 году, по ее словам, она впала в месячную кому, чудесным образом пришла в себя и решила посвятить свою жизнь помощи обездоленным.
За несколько лет она стала одним из самых известных филантропов страны, собрав миллиарды тенге через свой благотворительный фонд «Biz Birgemiz Qazaqstan 2030» для помощи пострадавшим от наводнений, детям Газы и на покупку квартир для бедных. Она была молода, красноречива, обладала даром налаживать связи и, казалось, всю свою жизнь посвятила Instagram.
А потом все рухнуло. Казахстанская полиция арестовала Кайрат в ноябре 2024 года, а в июле она предстала перед судом в Астане по обвинению в хищении 3,5 млрд тенге (около 6,6 млн долларов) из ее благотворительного фонда.
В течение 16-дневного судебного процесса обвинение разыграло изящную моральную пьесу с участием «непутевого ребенка», погубленного собственным тщеславием и алчностью. Поступки Кайрата были «предательством священных идеалов», — резко заявила прокурор Мадина Оразалина, сообщает казахское издание «Курсив».
Однако связи Кайрат с правящей партией и солидные чеки от влиятельных фирм, несмотря на краткий послужной список, стали тонким обвинением казахского общества, в котором близость к власти может привести к славе и богатству практически в одночасье, без лишних вопросов.
Большая часть показаний самой Кайрат проходила за закрытыми дверями; власти, как сообщает «Курсив», ссылались на необходимость защиты банковской тайны.
Полиция и прокуратура сообщили суду, что значительная часть собранных Кайрат денег пошла не нуждающимся, а на финансирование роскошного образа жизни для себя и своей матери, включая покупку роскошной недвижимости, автомобилей, ювелирных изделий и более 40 сумок, которые власти оценили в чуть более 200 тысяч долларов.
Она была признана виновной в отмывании денег через цветочную компанию своей матери, в том числе в том, что она периодически приносила ей пачки наличных в хозяйственных сумках и подделывала документы, чтобы скрыть это, как показали свидетели на суде.
Кайрат, которой сейчас 33 года, была приговорена к 10 годам лишения свободы 25 июля. Ее мать, Гайни Алашбаева, получила семь лет.
«Совершенное преступление, по мнению суда, отличается крайним цинизмом и подрывает основы казахского общества — толерантность и сочувствие к нуждающимся», — заявил судья Сабыржан Каримов в своем решении, зачитанном с трибуны.
Один из адвокатов Кайрат и Алашбаевой позже заявил журналистам, что они «считают приговор суда незаконным и необоснованным» и планируют обжаловать его, сообщило казахское информационное агентство Tengrinews.
До ареста Кайрат вращалась в элитных кругах. В первый день суда Кайрат дала показания о том, что Бауржан Байбек, бывший видный деятель правящей партии, сыграл ведущую роль в создании благотворительной организации, и она безуспешно требовала его допроса.
Байбек был близок к бывшему президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву и занимал пост акима Алматы с 2015 по 2019 год, дважды занимая пост заместителя председателя партии «Нур Отан», которая впоследствии была переименована в «Аманат». Он покинул страну в начале 2022 года после январских событий.
Большинство других соучредителей «Biz Birgemiz», указанных в регистрационных документах наряду с Кайратом, были другими молодыми волонтерами молодежного крыла партии «Нур Отан». Однако многие из них дали показания в суде, что их подписи были поддельными, сообщило казахское издание «Орда».
Кроме того, по данным издания «Орда», в социальных сетях Кайрат полно благодарностей в адрес руководства «Нур Отан» и чиновников Астаны за помощь фонду.
Всего через несколько недель после основания «Biz Birgemiz» строительные компании финансировали ее мероприятия, а крупные банки направляли миллионы долларов на ее предполагаемые усилия по ликвидации последствий наводнений.
Эти пожертвования были «добровольно-обязательными», причем политические связи Кайрат настоятельно рекомендовали внести свой вклад, сообщила «Орда».
Кто бы ни помогал Кайрат собирать пожертвования, выгоду получила именно Кайрат. В 2023 году она собрала более 1 млн долларов на гуманитарную помощь Газе. Но жителям Газы досталось лишь около 15 тысяч долларов, сообщает Русская служба британской телерадиокомпании BBC. Когда весной 2024 года на север Казахстана обрушились разрушительные наводнения, «Biz Birgemiz» собрал около 6,4 млн долларов, а Кайрат присвоила около 3,5 млн долларов, сообщает BBC.
Наряду с банками и строительными компаниями, простые казахстанцы, поддавшись кажущейся щедрости Кайрат, тоже стали жертвовать.
На суде школьная учительница Жанерке Сатканбекова рассказала об усилиях, которые она организовала, чтобы собрать около 6 500 долларов для «Biz Birgemiz» в связи с наводнением, сообщает «Курсив».
«Мои учителя, мои ученики, они сами устраивали эти ярмарки. Три дня мы работали по ночам и продавали выпечку, чтобы собрать эти деньги, — заявила Сатканбекова в суде. — Я тоже оскорблена».
Власти Казахстана пообещали ужесточить правила для благотворительных организаций, чтобы предотвратить мошенничество такого масштаба, но многие руководители благотворительных организаций опасаются, что ущерб общественному доверию уже нанесен.
«Сейчас эта ситуация ужасно подорвала доверие, — заявила Tengrinews Аружан Саин, глава крупной казахской благотворительной организации. — В результате те, кому нужна помощь, чтобы просто выжить, останутся без нее».
Автор: Александр Томпсон — журналист из Бишкека, Кыргызстан, освещающий текущие события в Центральной Азии. Ранее он работал в американских газетах, включая Charleston, S.C., Post and Courier и The Boston Globe.
Источник: The fall of Kazakhstan’s philanthropy princess
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников