В то время как Армения и Азербайджан, два государства Южного Кавказа, продвигаются к мирному соглашению после более чем трех десятилетий вражды, их напряженность в отношениях с Россией только возрастает. Россия уже давно теряет свои рычаги влияния на регион, но процесс нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном забьет последний гвоздь в гроб российской гегемонии в регионе, открыв его для более широких международных торговых связей.
У России есть два варианта: либо саботировать этот процесс, либо принять его последствия и изучить преимущества двустороннего сотрудничества, работая над интеграцией в формирующиеся многосторонние структуры. Нынешние сигналы из России не указывают на то, что последний вариант является для Кремля приемлемым.
Оказывая давление на обе страны и используя различные рычаги, Россия, похоже, стремится вновь утвердить свою слабеющую гегемонию в регионе. В этом контексте недавняя утечка информации из Украины о наращивании военной мощи на российской базе в Гюмри (Армения) приобретает особое значение. В то время как Россия отчаянно нуждается в своих силах для ведения затяжной войны в Украине, наращивание сил в Гюмри, широко растиражированное в российских и армянских СМИ, указывает на возможные сценарии крупномасштабных диверсий, которые Россия может реализовать в регионе.
Первый сценарий касается ситуации внутри Армении. Пашинян, популярность которого падает, но который ведет ожесточенную борьбу с пророссийскими силами в стране, в следующем году идет на выборы. Не подавляя большую часть оппозиции и не имея сильной поддержки Запада, которую ЕС в последнее время не решается предоставить, действующая коалиция может рисковать поражением на предстоящих выборах. Существует высокая степень неопределенности относительно результатов выборов, чем активно пользуется Россия.
Если результаты выборов окажутся неубедительными и оппозиция выйдет на улицы, создав хаос, Россия может попытаться развернуть свои силы из Гюмри под знаменем Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), чтобы организовать смену режима в Армении. Прецедент участия ОДКБ в решении вопросов, связанных с режимом, уже был в Казахстане в январе 2022 года, когда она вмешалась, чтобы поддержать действующее правительство. Россия может заявить о вмешательстве Запада в дела Армении и утверждать о внешней угрозе, что приведет к вмешательству ОДКБ.
Однако такое вмешательство не является автоматическим. Запрос должен исходить от главы государства. Во время выборов премьер-министр остается у власти. Однако если хаос приведет к отставке правительства под давлением или если премьер и первый заместитель премьера будут лишены дееспособности через Конституционный суд, возникнет крайне двусмысленная политическая ситуация, в результате которой президент — более слабая фигура — окажется под давлением России и попросит вмешательства ОДКБ.
Процесс не обязательно должен строго следовать Конституции; России достаточно создать хаос и правовую двусмысленность, чтобы перебросить свои силы. Более того, России потребуется согласие других стран-членов ОДКБ — Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Здесь позиция Казахстана будет особенно важна, поскольку решения двух небольших центральноазиатских государств обычно следуют его примеру, в то время как Беларусь, скорее всего, присоединится к России.
Минск рассматривает вмешательство ОДКБ как легитимный инструмент, который, возможно, пригодится и в случае будущего кризиса в Беларуси. В этом сценарии Казахстан может столкнуться с давлением в одиночку. Два других автократа в Центральной Азии также могут увидеть выгоду в укреплении прецедента вмешательства ОДКБ. В качестве альтернативы Россия может действовать в соответствии с договором о взаимной безопасности между двумя сторонами — Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (1997). Опять же, не обязательно иметь безупречную правовую основу: Россия может просто действовать, а затем попросить заинтересованные стороны согласиться с этим, задним числом исправить ситуацию и жить с нарушением правовых рамок. После установления марионеточного режима российские войска могут просто вернуться в свои казармы в Гюмри — формула Гаити.
Второй сценарий саботажа касается Зангезурского коридора. Заявив об иностранном вмешательстве — если Армения согласится передать контроль над коридором в аренду американской или западной компании — и нечетко интерпретировав правовую основу для этого, а именно договор ОДКБ и трехстороннюю декларацию от 9 ноября 2020 года (которая передает контроль над коридором ФСБ России), Москва может перебросить свои силы в Сюникский регион.
В этом случае армянское правительство окажется перед суровым выбором: отвергнуть его и рассматривать ситуацию как российское вторжение — что будет трудно пережить в политическом плане — или согласиться на ретроактивный пересмотр ситуации. Российские пограничники в Сюнике/Агараке были выведены в 2024 году по соглашению с правительством Армении, хотя командные структуры войск по-прежнему базируются в Гюмри. Этот сценарий напоминал бы ноябрь 2020 года, когда российские войска были развернуты в Нагорном Карабахе практически за одну ночь: звонок из Москвы, и войска уже в пути.
Эти сценарии не являются маловероятными только из-за отсутствия четкой правовой базы. Как показали последние годы, отсутствие законности не мешает России грубо нарушать суверенитет государств. Москва часто предпочитает вести каждый бой так, как будто он последний. Оба сценария стали бы холодным сигналом для Азербайджана. Следовательно, вместо того чтобы давить на Азербайджан, который поддерживается Турцией и является гораздо более консолидированным и устойчивым, чем Армения, Россия может нацелиться на Армению как на самое слабое звено на Южном Кавказе.
Автор: Доктор Мурад Насибов является редактором журнала Eurasian Geopolitics Reader и работает в Университете Юстуса Либиха в Гиссене (Германия).
Источник: Opinion: Two Brutal Scenarios - How Russia Could Sabotage Peace in the South Caucasus
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников