Общество

Управление гневом. Как в Казахстане ставят заслоны агрессорам

Виктор Майлин

18.07.2025

Волна насилия против врачей приведет к новым законодательным изменениям

Казахстан планомерно проходит через реформы правоохранительной и судебной систем, объединенных президентом Касым-Жомартом Токаевым в емкой концепции «Закон и Порядок». Общественность, как правило, делает акцент на изменениях в полиции, других правоохранительных структурах страны, судах. Однако «Закон и Порядок» един для всех — и для тех, кто служит и защищает, и для тех, о чьей безопасности пекутся. И вот в случае с привлечением к порядку граждан, кто периодически нарушает закон, можно сделать любопытные выводы из наблюдений за происходящим в стране в течение последних трех лет. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Невидимая угроза: как Казахстан борется за генофонд нации

Кодекс казахстанца: восемь ингредиентов величия

Когда никто не обязан — приходит настоящий мужчина и гражданин

В обществе всегда присутствует определенная доля агрессии, однако где-то ее сумели обуздать, оставив в качестве отдушин спортивные состязания разной степени жестокости, а где-то даже не пытаются этого делать. Казахстан относится к числу стран, где с недавних пор проблему выпуска пара агрессивным меньшинством перестали пускать на самотек, а системно ставят заслоны там, где она прорывается. Это создает впечатление наличия каких-то волн агрессии, которые государство реактивно тушит через законодательные изменения, однако такое явление — это естественный процесс наведения закона и порядка. 

Скажем, до определенного момента та самая коллективная агрессия находила выход через массовую порчу общественного/муниципального имущества. Проще говоря, через вандализм. Скамейка, урна в парке сдачи же не дадут, верно? Вандалам первым и дали по рукам через ужесточение наказания, что привело к практически полному исчезновению сообщений в СМИ о подобных выходках. А редкие «герои» подобных схваток с муниципальным имуществом становятся посмешищем на всю страну, как недавний выпивоха, порвавший стенд с цитатами Абая в Астане. 

Далее не сумевшие побороть в себе агрессию вчерашние вандалы переключились на женщин и детей, но и тут своевременно был выставлен заслон. Касым-Жомарт Токаев поручил усилить защиту женщин и детей в нашей республике, 16 июня 2024 года вступил в силу изменения и дополнения «в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей». Внесенные изменения направлены на ужесточение наказания за насилие в отношении женщин и несовершеннолетних. В частности, за изнасилование малолетнего теперь предусмотрено только пожизненное лишение свободы, а за склонение к самоубийству и травлю – уголовная ответственность. 

А МВД после поручения президента сделало одним из главных направлений работы полиции профилактику бытового насилия. К примеру, в том же 2024 году в полицию поступило около 100 тыс. сообщений о случаях насилия в семье. В ответ на это были приняты меры, в том числе выданы 72 тыс. защитных предписаний, а также судебные решения по 16 тыс. случаев. 

Значительное внимание стало уделяться кризисным центрам для пострадавших от насилия. В Казахстане уже функционируют 69 таких центров, в прошлом году в них направлены 5,5 тыс. женщин, из них 3,7 тыс. — мамы с детьми. 

Агрессия в отношении детей — это отдельная тема, однако в МВД отмечают и в этой сфере серьезные успехи. 

Словом, слабых в нашей стране от беспричинной агрессии защищают все лучше и лучше. Если теория о том, что любители дестроя все же будут пытаться реализовать свои низменные стремления, при этом совершенно не желая получить отпор, верна, то должна последовать новая волна схожих сообщений о преступлениях на почве беспричинной ненависти. 

И она, эта волна, пошла! Все началось в декабре прошлого года, когда фельдшер скорой помощи была избита после того, как прибыла на вызов. Анель Баймурзина, так зовут медработницу, сама попала в стационар с многочисленными травмами. Уже тогда министр здравоохранения РК Акмарал Альназарова воззвала к казахстанцам в соцсетях, призвав общество к порицанию подобных преступлений. 

Впрочем, это воззвание, судя по всему, прошло мимо адресатов, поскольку летом агрессоры как с цепи сорвались. В областной больнице Костаная местный житель напал на хирурга, которого дожидался, пока тот проводил операцию. Врач попал в реанимацию, его пришлось отправить в Астану бортом санитарной авиации. Это произошло накануне, 16 июля, и в тот же день уже в Караганде мужчина буквально разгромил клинику, чтобы добраться до медсестры и избить ее до полусмерти. Девушке пришлось притвориться мертвой, чтобы выжить! 

Месяцем ранее в той же Караганде избили врачей детской больницы, оба были госпитализированы в отделение экстренной нейрохирургии. 

Сегодня Акмарал Альназарова дала понять, что волна насилия в отношении медицинских работников не прошла мимо внимания главы МВД. 

«В связи с участившимися случаями нападения на медицинских работников совместно с министром МВД пришли к решению безотлагательно усилить круглосуточные посты в приемных покоях ургентных стационаров, детских и перинатальных центрах. Медицинские учреждения должны обеспечиваться мерами безопасности — видеонаблюдением, охраной, тревожными кнопками», — сообщила Альназарова.

Она вновь призвала казахстанцев остановить насилие против медработников.

«Невозможно представить боль и унижение, беззащитность и страх врача и медицинский сестры, которые спасают ваших детей, родителей и близких, в момент необузданной, неоправданной агрессии», — написала она.

Но самое главное — уже в сентябре в парламент будут внесены законодательные изменения об ужесточении ответственности за нападения на медработников. Очередной заслон агрессии будет поставлен.

Правовой культуре, конечно, нужно обучать без принуждения, и профилактические мероприятия проводятся. 

Однако в особо запущенных случаях церемониться уже не стоит. Казахстан такой подход как раз и демонстрирует. 

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Топ-тема