Прошло 48 часов после «выборного назначения» нового акима Алматы. За это время в соцсетях и некоторых СМИ на голову Дархана Сатыбалды вылилось многое, в том числе то, о чем он даже не догадывался. Многие превентивные критики зациклились на его месте рождения, а те, кто решил поддержать — на его скрытых и явных талантах, призывая подождать и посмотреть. Но и тем, и другим надо исходить из того, что этот мегаполис — это не просто южная столица, а город с особым экономическим, политическим и идеологическим значением.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Без тормозов. Алматинский метрополитен рискует жизнями
Увидеть Алматы и умереть. От стыда
От Храпунова до Байбека: когда в Алматы появятся ЛРТ и третий вокзал?
Не будем еще раз пересказывать биографию 51-летнего Дархана Сатыбалды, отметим лишь некоторые факты.
Во-первых, то, что он успел поработать в разных сферах и, казалось бы, на непересекающихся должностях, чтобы заявить о карьерном росте в каком-то одном секторе, не обязательно говорит о том, что его назначали лишь для продвижения. В этом плане Сатыбалды не замечен в покровительстве сверху — разве что за свои профессиональные качества. Кстати, именно развитие таких качеств в различных направлениях экономики и госуправления делает его кандидатуру наиболее выгодной по сравнению с другими вероятными претендентами.
Во-вторых, на большинстве должностей Дархан Сатыбалды курировал экономическое и финансовое направления, в том числе, между прочим, и в Комитете нацбезопасности, где полтора года возглавлял соответствующий департамент. Туда его пригласил тогдашний председатель КНБ Шаяхметов — навести порядок. В любом случае, это тоже очень хороший опыт, как и работа в канцелярии премьер-министра.
Что касается его деятельности в роли акима Шымкента и замакима Южно-Казахстанской области, то следует напомнить, что он работал на этих должностях в трудное для региона время. Кстати, первым заместителем он был сразу у двух акимов (Атамкулова и Туймебаева), а это тоже говорит о том, что он считался незаменимым работником.
Работа в сенате парламента — это еще одна страница в биографии Сатыбалды, которая добавила ему понимания в сфере законотворчества, равно как и деятельность в качестве посла РК в Узбекистане. Обе эти страницы, между прочим, не зря связывают с Касым-Жомартом Токаевым, поэтому можно с уверенностью сказать, что он человек команды президента. Для кого-то это может показаться «минусом» (непонятно, почему, кстати), но на самом деле это огромный «плюс» для дела. И ниже мы поясним, почему. Впрочем, тут подчеркнем, что перемещение Дархана Амангельдиевича из Ташкента в Туркестан (акимом одноименной области), а затем в Астану — в Администрацию президента, тоже является показателем того, что его ценят в Акорде.
А теперь немного о критике Сатыбалды. Честно говоря, мы были удивлены тем, что ему припомнили «шымкентское происхождение». Сначала это казалось шуткой, но когда даже солидные так называемые лидеры общественного мнения стали вслух об этом рассуждать, на что-то намекая, то хотелось бы напомнить им о Конституции и Уголовном кодексе РК, которые говорят о недопустимости ущемления кого-либо по происхождению. Да и не в самом Шымкенте он родился, а в селе Абай Келесского (бывший Сара-Агашский) района Южно-Казахстанской области. Тут смеем напомнить, что только двое из городских начальников Алматы за период независимости были уроженцами нашего города. Это Бауыржан Байбек и Ерболат Досаев. Поэтому аргумент, что «не местный», как-то не срабатывает. Хотя можно сказать, что некоторые другие алматинские акимы родились в Алматинской области, но все равно неприятно было слышать это от уважаемых людей и ЛОМов.
С точки зрения права еще хотелось бы напомнить, что никто не может считаться преступником, если это не доказано в суде. Но вот другая волна «критиканов» (не путать с критиками) стала превентивно обвинять Сатыбалды в лоббировании бизнес-интересов своих братьев. Речь, в частности, шла о некоторых строительных компаниях, а также о чуть ли не утверждениях, что родственники нового акима теперь будут застраивать весь Алматы, включая запретные зоны. Извините, но это тоже мало аргументированные обвинения, и даже не потому, что Сатыбалды только пришел, а еще и потому, что ранее (будучи акимом Туркестанской области) он заявлял, что с братьями заранее договорился не лезть в работу друг друга. Тем более, те, если судить по открытым данным, ведут бизнес в Шымкенте и Астане и переносить его в Алматы не собираются.
К слову, стоит сказать, что Дархан происходит из большой семьи, где кроме него еще пятеро братьев и сестра. И вообще, мы все это говорим не оправдания ради, а объективности для. Тем более, что он еще ничего не успел сделать — ни хорошего, ни плохого. Но, судя по озвученным им в субботу на внеочередной сессии алматинского маслихата планам, они впечатляют и похожи на предвыборную программу кандидата. Между прочим, мы нисколько не спорим с тем, что, по сути, акимы областей и городов республиканского значения у нас назначаются, а не избираются. Но это отдельный вопрос, хотя следует заметить, что наш электорат особо не интересуется выборами сельских и районных акимов, а ведь сейчас эта тенденция идет к увеличению и расширению.
В общем, Дархан Сатыбалды заявил депутатам маслихата, что Алматы — это город больших возможностей, который сталкивается с рядом вызовов, при этом обозначив главные из них: экологические проблемы, транспортная загруженность, вопросы качественного и стабильного водоснабжения, износ инженерных сетей, точечная застройка. Именно — застройка (это тезис к тем, кто в чем-то хочет обвинить Сатыбалды по строительству). В целом же им было определено пять направлений первостепенной работы: транспорт и экология; комфорт и безопасность; поддержка бизнеса; социальная сфера; открытость и обратная связь. По последнему пункту Дархан Сатыбалды, в частности, пообещал: «Я буду регулярно выходить в районы — не на заранее подготовленные маршруты, а во дворы, школы, рынки и улицы, туда, где живет настоящий Алматы».
Но не станем особо раскручивать сказанное, говорить о том, что упомянутые направления — это действительно боль города и горожан, а заодно не будем упоминать о том, что Дархан Амангельдиевич и ранее не чурался общения с простыми гражданами, будь то вверенное ему население или его подчиненные. И это не потому, что опасаемся сглазить, а просто для объективности не стоит выдавать желаемое за действительное. Хотя, признаться, давать ему привычные 100 дней на проверку — многовато. Думается, до конца следующего месяца, пока парламент не уйдет на каникулы, должны быть видны первые результаты. Понятно, что за месяц школы не вырастут, давки в автобусах не прекратятся, воздух Алматы не очистится и пробки не пропадут. Хотя последние два фактора могут снизиться из-за каникул школьников и студентов.
Тут дело в другом. Сейчас всем нам — и обществу, и власти — нужно выстраивать четкие и глубокие взаимоотношения друг с другом. Безусловно, и во власти, и в гражданском обществе есть, скажем так, непримиримые стороны, но во многом они исходят из старых привычек и недопонимания того, что без этих самых доверительных основ никакого особого продвижения не будет. Это тоже отдельная тема для разговора, к которой мы в ближайшее время вернемся, но на этот раз подчеркнем, что основная нагрузка в этом плане лежит на исполнительной власти, а точнее — персонально на акимах.
Ведь недаром Дархан Сатыбалды в начале этого года получил должность первого заместителя руководителя Администрации президента, упраздненную за полтора года до этого. Теперь Акорде, судя по всему, нужна более четкая вертикаль власти, но разительно отличающаяся от того, что было при Назарбаеве. Причем, если ранее первый замрук АП в основном отвечал за идеологию и политическую стабильность, то сейчас это контроль за регионами и прилежное исполнение поручений главы государства. Без этого, повторимся, никак.
Да, вряд ли найдется какой-либо другой регион, новый аким которого так бы бурно обсуждался в обществе — даже, извините, Астаны. Но также хотим извиниться и перед алматинцами. В данном случае дело даже не в Алматы, хотя это действительно политический, финансовый и идеологический центр Казахстана. Речь сейчас идет о наступающем совершенствовании политического управления, но не с точки зрения правовой составляющей, а выработки и запуска действенного механизма.
Здесь, конечно же, первоочередную роль будет играть социально-бытовая составляющая, что было видно из обещаний Сатыбалды, однако сейчас это происходит в неразрывной связке и с политическими аспектами. Не последнюю роль будут играть экономика и финансы (опять-таки вспомним про малый бизнес, о поддержке которого заявил Дархан Амангельдиевич), тем более, сам новый голова старой столицы в этом очень хорошо разбирается…
Фото из открытых источников