Переход Казахстана к зеленой энергетике далеко не прост; в промышленности Казахстана она играет ограниченную роль, но надежды на крупномасштабное производство растут.
Казахстан имеет потенциал стать крупным игроком на развивающемся рынке водорода не только в контексте расширения энергетических связей в Центральной Азии, но и в качестве поставщика на европейский рынок.
Недавно Германия организовала в Астане учебную неделю по «зеленому» водороду в рамках стратегического курса по продвижению и раскрытию потенциала Казахстана как будущего центра производства «зеленого» водорода.
Участвуя в мероприятии, вице-министр энергетики Казахстана Бакытжан Ильяс подчеркнул стратегическую важность «зеленого» водорода для устойчивого экономического развития и достижения климатических целей.
Обладая значительными ресурсами возобновляемых источников энергии и мощной промышленной базой, Казахстан имеет все возможности для реализации пилотных проектов и развития инфраструктуры в этой области. Это также отметила посол Германии Моника Иверсен.
Проблемы на фоне потенциала
Согласно оценке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Казахстан обладает хорошим потенциалом для крупномасштабного производства как «зеленого», так и «голубого» водорода.
ЕБРР также подчеркивает стратегическое положение страны на Шелковом пути, который связывает Европу и Китай, и определяет внутренние потребности в водороде в нефтеперерабатывающей, аммиачной и горнодобывающей отраслях.
Между тем, Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) советует с осторожностью подходить к развитию производства водорода, особенно в Центрально-Азиатском регионе, где существует проблема нехватки воды.
По этой причине ЕЭК ООН предлагает сосредоточиться на производстве «голубого» водорода в качестве переходного решения. Казахстан может открыть дополнительные возможности, только осознав взаимосвязь между различными элементами и внедрив эффективные системы.
Непростая задача
В 2024 году министерство энергетики Казахстана утвердило концепцию развития водородной энергетики до 2040 года. Ожидается, что к этому времени не менее 50 процентов от запланированного общего объема производства будет составлять «зеленый» водород.
Однако, по признанию Мануэля Андреша, главы офиса водородной дипломатии в Астане, переход к зеленой энергетике далеко не прост. В настоящее время «зеленый» водород играет ограниченную роль в промышленности Казахстана.
Он используется в основном на нефтеперерабатывающих заводах и в производстве удобрений, но имеет перспективы для декарбонизации трудноуглеродных секторов. Бюро помогает казахстанским компаниям перейти с ископаемого топлива на зеленый водород, проводя бесплатный технический и финансовый анализ.
Тем не менее, Андреш оптимистично считает, что благоприятная география страны и опыт экспорта энергоносителей позволяют ей стать ключевым экспортером «зеленого» водорода, особенно в Европу по таким маршрутам, как Транскаспийский международный транспортный коридор.
Поставки в ЕС
На саммите в Самарканде в начале апреля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил о начале реализации крупного проекта с участием его страны, Азербайджана и Узбекистана по поставке экологически чистой энергии в Европу по каспийско-черноморскому коридору.
По мнению голландского аналитического центра Clingendael, этот зеленый энергетический коридор может позволить трем странам поставлять возобновляемую электроэнергию на европейский рынок, в то время как ЕС стремится укрепить свою энергетическую безопасность.
Позиционируя себя в качестве ключевого производителя и транспортного узла возобновляемой энергии, «зеленого» водорода и критически важного сырья, регион Каспийского моря может стать для ЕС альтернативой диверсификации поставок российских энергоносителей.
Хотя влияние России на эти страны ставит под сомнение интересы Европы в области энергетической безопасности, инвестиции могут помочь блоку укрепить свои геополитические позиции в регионе и обеспечить доступ к важнейшим видам сырья.
Сначала декарбонизация, потом экспорт
Учитывая медленное развитие мировых рынков водорода и отсутствие транспортной инфраструктуры, Фонд Карнеги считает, что Казахстану следует в первую очередь использовать «зеленый» водород для декарбонизации своей промышленности, а не сосредотачиваться исключительно на экспорте.
Вместо этого декарбонизация сталелитейной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности может принести большую экономическую и экологическую выгоду. Автор приводит в пример Чили и Марокко как страны, уже перешедшие от экспорта к развитию зеленых отраслей для производства более дорогостоящей продукции.
Хотя Казахстан располагает возобновляемыми ресурсами для конкурентоспособного производства «зеленого» водорода, а концепция развития свидетельствует о прогрессе, в стране по-прежнему отсутствуют четкие цели и стимулы для стимулирования декарбонизации промышленности.
Но при поддержке ЕС в создании нормативно-правовой базы, привлечении инвестиций и развитии исследований Казахстан имеет потенциал стать региональным лидером в развитии чистой промышленности, а не полагаться на неопределенные экспортные рынки.
Автор: Ксой Заджми
Под редакцией Брайана Магуайра
Источник: Unlocking Kazakhstan’s hydrogen future, EU encouraged to increase support
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников