Казахстан вступает в новый этап масштабной политической модернизации, ключевым элементом которой является предстоящая парламентская реформа. Об этом заявил президент на заключительном заседании Национального курултая. Ключевой целью Касым-Жомарт Токаев назвал формирование по-настоящему эффективного и профессионального парламента, который должен обеспечить всестороннее законодательное сопровождение проводимых в стране масштабных преобразований. О перспективах реализации намеченных реформ – в интервью с политологом Эдуардом Полетаевым.
— Эдуард Эдуардович, по вашему мнению, в чем заключается значимость Народного совета Казахстана, который предложил создать президент?
— Идея главы государства по формированию Қазақстанның Халық Кеңесі – нового уникального органа для Центральной Азии, который становится расширяющим форматом, заслуживает особого внимания. В нем будет представлено по 42 человека от этнокультурных объединений, маслихатов и общественных организаций. Сердцевиной Народного совета, как мне кажется, будет Ассамблея народа Казахстана, поскольку эта структура существует уже 30 лет и за это время сделала много полезного для страны. Представители общественных объединений, которые войдут в состав, в определенной степени разобщены. Пока не совсем понятно, как они будут продвигать свою повестку и как все будет сосуществовать в рамках одного формата. Следует признать, что публичные качества и модели участия в новом органе у депутатов маслихатов и у представителей общественных организаций будут различаться. Поэтому было бы правильно, чтобы ядро Қазақстанның Халық Кеңесі сформировалось именно на основе АНК, обладающей опытом публичных выступлений, организационной работы и взаимодействия с различными социальными группами, а уже затем органично подключались общественные объединения и депутаты маслихатов. В таком случае можно будет говорить о серьезном усилении голоса общественности, и о том, что новый орган, который будет закреплен в Конституции и для которого будет принят отдельный конституционный закон, станет более весомым и эффективным институтом.
Положительный момент, что Совет должен получиться достаточно компактным. Это не означает, что только 126 человек будут легитимно представлять нашу общественность. Все остается как прежде: есть независимые эксперты, журналисты, множество других голосов общественности, которые также будут выдвигать инициативы. Институционализация этого органа, на мой взгляд, полезна с точки зрения статуса — общественности предоставляется важная трибуна. Заседания планируется проводить раз в год. В остальное время это будет повседневная работа «в поле», параллельно с основными должностными обязанностями. Посмотрим, как эта схема будет работать. Мне кажется, что все получится, главное — дождаться конституционной реформы.
— Касым-Жомарт Токаев предложил назвать новый парламент «Курултай». Хотелось бы услышать ваше мнение.
— Глава государства убежден, что будущему парламенту необходимо дать название «Курултай», поскольку его смысл и значение понятны и близки нашему народу. Власть здесь, вероятно, руководствуется принципом: как корабль назовешь, так он и поплывет. Поскольку это будет новый парламент, на него будут возлагаться несколько иные цели, задачи и компетенции. При этом его основная функция остается прежней — это законодательный и представительный орган власти, усиливающий партийное представительство. Одномандатников и беспартийных уже не будет в нем.
Важно, чтобы, как сказал президент, в новые структуры пришли патриоты, профессионалы и государственники. Речь идет о новых горизонтах и новом содержании. Между тем у нас уже стало своеобразной «национальной забавой» заранее вычислять, кто станет вице-президентом, кто возглавит Народный совет, кто будет стоять во главе Курултая. У нас достаточно компетентных государственников в этой области. Будет проведен референдум, проанализированы его результаты, и только после этого, вероятно, будут назначены наиболее подходящие кандидаты для руководства этими структурами. И хорошо, что у нас, пусть и не с очень широкой «скамейкой запасных», но все же есть люди, способные взять на себя такую ответственность. Президент, безусловно, выберет наиболее подходящую кандидатуру.
Таким образом, название, конечно, в определенной степени влияет на содержание, но главное — практическое наполнение новых или обновленных органов власти. Речь идет о том, чтобы реформы не свелись к простой смене вывесок при сохранении прежнего содержания, а чтобы именно глубина и насыщенность изменений определяли будущее государства. Важно, чтобы это были реальные действия в интересах народа и страны, а не демонстрация пустых лозунгов, чтобы акцент делался на приоритетных задачах развития республики. В этом и заключается суть преобразований и ответственность за них. На мой взгляд, не столь важно, кто именно займет места в новых структурах или возглавит их, сколько то, чтобы их убеждения соответствовали высоким задачам Казахстана на ближайшую перспективу, и чтобы люди действительно работали, ответственно относясь к результату. В конечном счете именно от этого зависит итог реформ, которые проводит президент.
Мы живем в такое время, когда невозможно заранее и четко обозначить будущее государства и общества. Сам Касым-Жомарт Токаев отмечал, что довольно скептически относится к различного рода стратегиям. Жизнь постоянно меняется: новые технологии, включая искусственный интеллект, внешнеполитические вызовы, экономические кризисы, скачки цен, инфляция — все это существенно влияет на жизнеспособность государства, путь которого — не ровная автострада и не чистое поле. Это сложная дорога, на которой приходится строить мосты и преодолевать препятствия, возникающие периодически. Даже в среднесрочной перспективе, на пять-десять лет, в нынешнем турбулентном мире крайне сложно точно оценить, что произойдет дальше.
— Поэтому президент сделал акцент на вопросах внешней политики, посвятив им отдельный блок своего выступления?
— Именно так. Глава государства подчеркнул, насколько важна внешняя политика сегодня, и напомнил, что она вытекает из внутренней и одновременно оказывает на неё влияние. Здесь необходим системный подход и понимание всех многоплановых закономерностей. Этим и объясняется масштабность и содержательная насыщенность выступления президента на Курултае, охватившего широкий круг событий, явлений и процессов.
Говоря о социальной сфере, Касым-Жомарт Токаев затронул и тему традиционных ценностей, в частности необходимость законодательного закрепления брака как добровольного союза мужчины и женщины. Он также упомянул конкретные резонансные случаи, например ситуацию в Шымкенте, связанную с похищением девушки. Было принято решение об увольнении местного руководства МВД. Были упомянуты и другие кризисные эпизоды, включая трагические бытовые конфликты с человеческими жертвами. Безусловно, подобные вопросы в первую очередь должны решаться на местах. Однако их обсуждение с высокой политической трибуны говорит о том, что глава государства внимательно следит за ситуацией в стране, знает ен нюансы и реагирует на происходящее.
— Касым-Жомарт Токаев считает важным внести изменения в преамбулу Конституции. С чем это связано?
— Глава государства сделал предложение внести изменения в преамбулу Конституции, указав на то, что в свое время в ней имелись терминологические и стилистические недочеты. Эти пробелы необходимо устранить. Акцент недаром был сделан именно на преамбуле. Наша Конституция интересна тем, что преамбула в ней не обозначена словом «преамбула». А она, как отметил президент, должна учитывать историко-правовые традиции народа. В целом, на мой взгляд, преамбула выполняет определенную идеологическую функцию: это своего рода «ворота» к пониманию основного смысла текста Конституции. Она определяет логику документа и даёт понимание того, о чем Основной закон.
Безусловно, в нынешнем виде преамбула закрепляет, что основой государства, его независимости и конституционного строя является народ Казахстана. С этим никто спорить не собирается. В 1995 году за действующую Конституцию до внесения изменений проголосовало почти 90% граждан. Позднее, на референдуме 2022 года по изменениям в Основной закон страны, также большинство граждан поддержало предложенные поправки. Можно говорить о том, что Конституция является по-настоящему народной. Я думаю, что и предстоящий референдум вряд ли станет неожиданностью для общества: население в целом поддерживает эти изменения, и результаты, скорее всего, будут положительными.
— В чем заключается основная задача Конституции?
— Конституция не только определяет основополагающие принципы: статус гражданина, взаимоотношения человека и государства, вопросы труда, собственности, господдержки и так далее. Это интегративный документ. В идеале он способствует единству, сплоченности и внутренней согласованности общества, а также задаёт целеустремленность в развитии. Поэтому важно, чтобы как Основной закон Конституция избегала возможного возникновения барьеров между народом и государством либо между личностью и властью. По своей сути Конституция — это выраженная через всенародное голосование законодательная воля народа, основанная на принципе, согласно которому высшей ценностью для государства является человек. Это не закон, который принимается государственными органами: у нас Конституция и изменения в нее утверждаются на референдуме, что является прямым проявлением народовластия.
Я думаю, что референдум станет исторически важным событием как для политической жизни, так и для политической культуры Казахстана. Этот инструмент долгое время не использовался в стране, но Токаев сумел его адаптировать к новой политической реальности, и он реально работает. Важно и то, что власть использует этот инструмент именно в период проведения серьезных реформ, что говорит о ее зрелости и готовности быть Слышащим государством, вести диалог с обществом. Безусловно, в рамках этой концепции остаются и недовольные, и неуслышанные, тем не менее, инструментов взаимодействия становится все больше, и с этим никто не спорит. Слышащее государство способствует сотрудничеству, общественному обсуждению и выдвижению идей, если они адекватны и не носят экстремистского характера. В этом контексте очень важным явлением является создание нового Народного совета. Я думаю, что в этом органе не будет так называемых «паровозов», тем более что речь идет о назначениях президента. Вряд ли туда будут приглашать эстрадных звезд или популярных блогеров, хотя, возможно, для баланса появятся один-два таких человека. «Дежурных аксакалов» там тоже, скорее всего, будет немного. Здесь должна быть обеспечена свобода выбора и максимальная представленность общества. При этом важно понимать, что новые члены Қазақстанның Халық Кеңесі должны быть профессионалами, пусть и в своей нише, сопоставимыми по уровню с депутатами парламента. Они должны уметь аргументированно выражать своё мнение, делать выводы и приносить реальную пользу. Парламентарии, особенно избираемые по партийным спискам, в определённой степени ограничены фракционной дисциплиной. Народный Совет, думаю, будет обладать большей свободой слова и действий. Такая система баланса, на мой взгляд, способна улучшить ситуацию: новый Парламент станет более политически представительным и законодательным органом власти, а часть представительских функций в определённой степени перейдёт к Народному Совету. Тем более что после референдума ему будет предоставлено право законодательной инициативы. Таким образом, появится площадка для выдвижения и обсуждения идей. Я считаю, что и новый Парламент, и Қазақстанның Халық Кеңесі – это перспективные институты.
— А что вы думаете об учреждении института вице-президента, функционал которого будет закреплен в Конституции, а круг полномочий будет определяться главой государства?
— Это говорит о том, что ручной режим управления надо включать меньше. Также это свидетельствует о том, что авторитарные тенденции не превалируют в деятельности главы государства. Президент готов делегировать часть своих функций своему заместителю. Он, например, сможет представлять интересы Казахстана на международных переговорах и форумах, решать отдельные идеологические и внутренние задачи. А у главы государства появится больше времени для эффективного решения задач модернизации и развития страны. В этом смысле я вижу только положительные результаты.
— Как вы оцениваете предложение нормы, согласно которой в случае досрочного ухода главы государства выборы должны быть проведены в течение двух месяцев?
— Это обеспечивает легитимность власти. Мы видим, что в некоторых странах Центральной Азии, например в Узбекистане и Туркменистане, преждевременный уход главы государства иногда создавал неопределённость, и новый приход к власти объяснялся не всегда ясно. В подобных случаях страны стояли на паузе. Возникали вакуумы власти, которые в отдельных регионах, например в Африке или Латинской Америке, приводили к правлению неподготовленных людей. Порой выдвигался человек, которого не рассматривали как преемника.
— В чем заключается ключевая идея конструкции власти, предлагаемая президентом Токаевым?
— Главное, что конструкция власти, которую организует Касым-Жомарт Токаев, согласовывается не только с соратниками, но и с экспертным сообществом и представителями гражданского общества. Самое важное, чтобы система была стабильной, чтобы не повторялись рецидивы, и чтобы перестройка не оказалась бесполезной, а архитектура власти была эффективной. Это не точечные изменения, это новая модель власти, новая конституционная модель. Дело не в том, чтобы «перетасовать карты» или двигать «приставные стульчики», а в том, чтобы система была реально крепкой. Ключевыми элементами являются инициативы, озвученные главой государства. У парламента, например, появится больше рычагов влияния: он будет утверждать ключевые судебные и контрольные органы, на общегосударственном уровне будет пропорциональная партийная система, а в регионах сохранится мажоритарная. Многие квоты, в том числе президентские, будут упразднены, и условия для всех депутатов станут примерно одинаковыми. Важно, что содержание Конституции более адекватно современным вызовам, задачам государства и ожиданиям населения. Граждан больше волнуют экономические вопросы и собственное благополучие, но при этом многие понимают, что без эффективной политической структуры и устойчивого экономического будущего нельзя рассчитывать на положительные результаты. Таким образом, эволюционные изменения, которые продвигает глава государства, должны благоприятно сказаться на всей системе. Время покажет, насколько новая архитектура власти соответствует этим задачам, оценить её эффективность мы сможем уже через несколько лет.
— Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что участники Курултая выдвинули значимые инициативы. Какие из предложений, на ваш взгляд, наиболее важны для развития Казахстана?
— Форум продолжался два дня, в первый из которых прошло четыре панельные сессии. Выступили около семидесяти членов Курултая, было озвучено более двухсот предложений и рекомендаций. Безусловно, инициативы главы государства находятся в центре общественного внимания, однако при этом остаётся в тени содержательная часть выступлений самих членов съезда. В средствах массовой информации опубликована лишь небольшая часть предложенных ими инициатив, из-за чего складывается неполное представление о реальной насыщенности и значимости работы форума.
Между тем прозвучал целый ряд практико-ориентированных и значимых предложений. Так, политолог Марат Шибутов выдвинул инициативы, касающиеся ужесточения требований к застройщикам, которые, получая земельные участки и возводя крупные жилые комплексы, нередко не обеспечивают строительство социальной инфраструктуры. В ряде зарубежных стран подобная практика исключена. Эта мера заслуживает серьезного рассмотрения. Вторая его инициатива касалась переработки отвалов месторождений. Современные технологии позволяют извлекать из них значительное количество драгоценных и ценных металлов, однако эта сфера остаётся практически неразвитой. При этом часть таких отходов не находится ни в частной, ни в государственной собственности, что фактически означает упущенные экономические возможности. Схожая ситуация наблюдается и в энергетике. В зарубежной практике зольные отходы угольных ТЭЦ активно перерабатываются и используются в строительстве и дорожной отрасли. Казахстан, обладая значительными запасами угля и большим количеством угольных теплоэлектроцентралей, также располагает существенным потенциалом в этой сфере. Неслучайно глава государства в своём выступлении поручил придать развитию угольной генерации статус национального проекта и поставил перед Правительством конкретные сроки его реализации.
Ряд интересных предложений был озвучен в сфере экономической политики. Депутат мажилиса Нуртай Сабильянов отметил возможность повышения эффективности государственных программ поддержки бизнеса за счет более активного привлечения частных инвесторов. Эта тема остается актуальной и требует системного подхода. Карлыгаш Джаманкулова – руководитель фонда «Әділ сөз» акцентировала внимание на усилении медиаграмотности и поддержке СМИ. Мажилисмен Сергей Пономарев затронул проблематику влияния социальных сетей на общественные и политические процессы, в том числе сделал акцент на защите детей и подростков от деструктивного контента. Кроме того, он поднял вопрос участия этнокультурных объединений в обсуждении и принятии государственных решений.
Все предложения, озвученные на заключительном заседании Национального курултая, продемонстрировали эффективность работы диалоговой площадки.
Фото из открытых источников