Культура

Джей Ло и страсть провинциала

Виктор Майлин

17.05.2025

Почему Казахстан оказался белым пятном на карте мировых звезд шоу-бизнеса и их турне?

Если выпало в империи родиться, я бы жить хотел в глухой провинции у моря…

Алматинцы, да и казахстанцы в массе своей — люди культурные, кто-то из них эту знаменитую, впрочем, в довольно узких уже кругах, строчку поэта наверняка помнит. Но разговор будет не об этих кругах, не об уходящей человеческой натуре — «раньше было лучше, а теперь…». Потому что, во-первых, раньше лучше не было, любые времена, прежде всего, — сносные. Во-вторых, подобные ностальгические, или наоборот, обобщения сильно разнятся в зависимости от социального статуса и текущего материального благополучия оценщиков эпох. О том, у какого культурного «моря» мы с вами проживали в той самой империи, упомянем лишь вкратце, как о необходимом отправном пункте разговора. А детально говорить будем о том, как живем-поживаем уже вне ее. С конкретными примерами, выводами из них.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Гармония «мягкой силы». Как песни на казахском покоряют мир

Как Алматы стал столицей постсоветского клипмейкерства

Незаслуженно забыт: дочь Еркеша Шакеева требует справедливости

Для начала зададимся вопросом, а действительно ли мы культурные, или нам хочется таковыми себя считать? И что подразумевает это сомнение? А вот что — наш дикий, упертый даже, провинциализм. Который проявляется много где. И много в чем. Конечно, можно возразить, что некий провинциализм свойствен любой культуре, хотя бы как взгляд на мир из конкретной точки пространства-времени, а не из абстрактного космоса. Это так. Но важны пропорции, доля. Важно то, насколько он характерен для общественного микроклимата. И не только микро. Тот, кому это сомнение неприятно, разумеется, волен не читать дальше.

Данная тема не только давно назрела, она уже перезрела. Но говорить все равно нужно, воз-то и ныне там. Ради справедливости стоить сказать, что об этом «возе» писали и пишут в соцсетях, СМИ, блогах. Но, как правило, затрагивая тему казахстанской маргинальности в нематериальных сферах бытия словно бы по касательной. С оговорками. Может быть, не желая расставлять точки над i, или почему-либо еще. Это нежелание, кстати, тоже маркер. Если угодно — уже антикультуры. Ведь настоящий взгляд человека культуры на мир должен быть непредвзят, как можно более объективен, как следствие — часто нелицеприятен.

Нужно не просто об этом говорить, но что-то делать. Не только из психологически понятных, неизбежных даже соображений престижа. Но по причинам сугубо практическим — политическим, экономическим. Этот престиж, эфемерная, казалось бы, вещь, с перечисленными причинами крепко связан. Кем ты себя ощущаешь, как ты себя ставишь, так к тебе и относятся. Это справедливо и для народов, и для государств. Причем в разных изводах, в том числе вышеперечисленных. Ни разу не шутка наша глубокая жуткая провинциальность. Но не пытаясь объять необъятное, сосредоточимся на одном примере ее родимой. Многое станет ясно. 

Тридцать четыре года назад мы получили возможность управлять собственной жизнью, во всяком случае в ее культурном аспекте — это же не нефть и металлы — сами. Перед нами начали открываться иные миры. Например, музыки. Классики, филармонической, попсы, джаза, рока. Иными эти миры были в том смысле, что Москва больше не решала, где в СССР послушают Марио дель Монако, оркестр Дюка Эллингтона, «Пинк Флойд» вживую, а где — перетопчутся. А у кого до мало-мальски приличной польской или венгерской рок-группы нос еще не дорос (у алмаатинцев он так и не дорос, не говоря о прочих городах и весях Великой степи). 

После распада СССР мы уже могли с этим большим музыкальным миром самостоятельно взаимодействовать, как минимум, в плане приобщения публики, молодежи — тогдашней, которая сейчас, между прочим, наша власть — к лучшим или хотя бы актуальным на тот момент ее образцам. 

Хорошо, пусть не все 34 года. Но в конце 1990-х в стране появились реальные деньги, что могли тратиться на артистов и коллективы из ближнего и дальнего зарубежья. Они и тратились. Многажды. На Пугачеву, «Машину времени», «Иванушек Интернэшнл», «Руки вверх» и так далее. Ладно, на Ванессу Мэй тоже — в начале тысячелетия, действительно, звезду мирового масштаба. Причем деньги тратились большие, иногда просто бешенные, особенно с учетом «мирового» статуса той же «Машины», да и хотя бы АБ. Автор знает об этом не понаслышке. Тут сразу нужно оговориться, что речь идет не об участии звезд на частных мероприятиях, там были и будут какие-то громкие имена. Нет, речь о действительно общественно значимых музыкальных событиях.

Чтобы перейти к текущему положению дел в этой сфере, пройдемся коротко, но конкретно по самым вожделенным мировой аудиторией артистам последней четверти века. Тут не нужно кидаться вкусовыми тапками, это наугад взятые отрывки из «The Greatest Bands And Artists» по версии «Форбса» (не того, который «кз») и «Листчелленджа». Без какой-либо оценки содержания и новаторства их творчества. Мы тут не музыковедением занимаемся. 

Конец 1990-х. «Рэд Хот Чили Пепперс», Аланис Мориссетт, «Бэкстрит Бойз», «Перл Джем», Шания Твайн, Селин Дион… и так далее, и так далее, и так далее. Где, с кем был тогда большой музыкальный мир, а где мы? Нас ни в каких планах мировых турне звезд не было.

Нулевые. «Мьюз», Канье Уэст, «Фу Файтерс», «Фифти Сент», «Дафт Панк», Джастин Тимберлейк… Вопрос тот же.

2010-е. Фарелл Уильямс, Марк Ронсон, Адель, «Марун файв», «Готье», «Авичи» … Да, казахстанцы их, разумеется, слушали — на компакт-дисках, в Сети. И даже видели — но там же. Не испытывая восторга, непередаваемого драйва, чувства единения со всем миром, которые могут дать подобные оффлайн-события. Кстати, кто-то тогда обещал, мягко говоря, не очень актуального уже Пола Маккартни (но, как ни крути, легенду из легенд), только и тут места в его мировом турне для нас в итоге не нашлось. Хотя обещания были — сэр прибудет к нам как штык.

Что сейчас? В двадцатые? К нашей молодежи приедет Тейлор Свифт? Кендрик Ламар? Билли Айлиш? Дрейк? Нет, нет и нет. Или — да. Только когда и они, и наша нынешняя молодежь будут в предпенсионном, а то и пенсионном возрасте. К слову, Мэрилина Мэнсона в этом году в Алматы обещают, не прошло и тридцати лет с пика его популярности.

Сейчас нас просто не существует в планах мировых турне музыкальных звезд. Кстати, хотя бы только поэтому стоит горячо приветствовать предстоящее выступление Джей Ло в Астане и содействие министерства культуры и информации этой инициативе нашего шоу-биза. Джей Ло — звезда мировой величины. Благодаря этому о существовании Казахстана узнает в мире больше людей, чем знало до этого. В Сети появятся новые зримые образы, так или иначе связанные с Казахстаном. Но это случай, который пока не принадлежит какой-либо отлаженной системе.

Если говорить о «серьезных» музыкальных жанрах и музыкантах, то картина будет практически та же самая, не имеет смысла сейчас дублировать тему. О джазовых фестивалях тоже сказать нечего. Здесь вам не Стамбул и не Баку, буквально культивирующие этот жанр и этот формат.

И все-таки, почему, почему, почему? Почему бедная по сравнению с нами Куба удивила горячим коммунистическим приветом «Роллинг Стоунз», Саудовская Аравия (!) полгода назад встречала Эминема, Джареда Лето и «30 секунд до Марса», а в опять-таки тоталитарном Китае, а именно в Шанхае только что отыграл оркестр Ханса Циммера, самого знаменитого из ныне живущих композитора фильмов и видеоигр. Почему творческим деятелям подобного масштаба или их импрессарио в голову не приходит пожаловать, хотя бы за одними только деньгами, в Великую степь? Потому что мы сами себя так поставили. Потому что есть определенный комфорт в позиции маргинала, с которого спроса особого быть не может. Идет же оно все как-нибудь, вот и пусть идет.

Нужно осознать, что мы белое пятно на мировой карте культуры, хотя иногда случаются приятные несистемные исключения. Мы не являемся желанным добавлением к истории звезд. Они за версту чуют отсутствие «фишки», чуют нашу провинциальность. А ведь она прямо противоречит декларируемому образу и задачам «средней державы», которая по определению должна быть открыта всему миру, активно взаимодействовать с ним. И тогда ее вес в мировом сообществе будет пусть не самыми быстрыми, но неуклонно растущими темпами повышаться. К тому же, как говорилось выше, эта самая культурно-престижная составляющая напрямую связана с экономикой и общественным климатом. С нашим будущим. 

И ведь желание массового приобщения к большому музыкальному миру у нас точно есть. Не просто желание, а даже страсть. Билеты на концерт Джей Ло в Астане, полностью распроданные за четыре с половиной часа, не дадут соврать. Подхватывать нужно тренд. Упущенное время и так много чего нам уже не простило, не спустило с рук.

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Топ-тема