Культура

Живопись, графика, дизайн в отдельно взятой творческой семье

Галина Галкина

21.05.2022

В Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева открылась выставка работ Галины и Александра Садвакасовых - «На одном дыхании». Экспозиция уникальна тем, что впервые в Музее искусств представлены объекты казахстанского дизайна. В творческой семье Садвакасовых Александр занимается графическим искусством и книжным дизайном, а Галина – живописью, графикой и дизайном. Выставка, юбилейная для Галины (ей исполнилось 65 лет), посвящена 45-летию - и творчества, и семейной жизни.

Поражает не только высокое художественное качество, но и количество работ Галины Павловны и Александра Кабдыкаримовича. «В нашей выставке мы говорим о современном Казахстане через живопись, графику и дизайн», - подводит итог Александр Садвакасов.

Справка

Галина Павловна Садвакасова-ТарасоваЧлен Союза художников Казахстана. Родилась в Челябинске в России в 1957 году. Окончила АХУ имени Н.В. Гоголя, АГТХИ имени Т. Жургенова. Трудовая деятельность Галины началась в 1980 году, она работала в разных организациях в качестве художника, дизайнера и иллюстратора. Активно участвовала в республиканских и международных выставках. С 2013 года принята в члены Союза художников РК. Неоднократно ее творческая деятельность была отмечена дипломами и наградами. Творческий диапазон Галины Садвакасовой чрезвычайно широк. В разное время автор обращается к различным материалам – масляные, акварельные краски, акрил, гуашь, пастель, уголь, тушь. Произведения Галины – многообразные по тематике, живые, с применением многообразных техник, таких, как: монотипия, смешанная техника, предполагающих импровизацию и неожиданный результат. В живописи нередко использует мастихин, что придает работам интересный рельеф и фактурность.

В экспозиции представлено более 90 произведений Галины. Примечательно, что у художницы – первая персональная выставка! Галина считает, что персональная выставка – это «ступенька, которую кто-то может преодолеть, а иной не готов. Сегодня я готова!»

«Вдохновение может вызвать совершенно неожиданная мысль, эмоция, впечатление», – говорит о своем творчестве Галина Павловна. Но целая серия работ детских образов – вполне предсказуема для женщины-художника. Детские портреты полны любви, нежности, света, тепла: «Гость издалека», «Дети летают над планетой земля», «Крохи», «Хвастунишка» - детская тема. Столь же ожидаемы сюжеты на тему любви и взаимоотношений мужчины и женщины.

Что действительно непредсказуемо – загадка самой жизни. И слово «тайна» присутствует в названии многих работ Галины Садвакасовой. Попробуем разгадать хотя бы одну из тайн, которая заключена в работе «Встреча с тайной» (холст, масло, 2019 г.).

С кем встретилась юная девушка? С незнакомкой или самой собой спустя десятилетия? Кто смотрит на женщин с высоты - дух или душа, а, может быть, сама жизнь в обличьи мудрой женщины? В произведении «Таинственный мир» автор погружается в космическую бездну. Но загадки для зрителя заключены и в самых бытовых сюжетах – как в картине «Путешествие на ослике» (холст, масло, 2018 г.), или в работе «В полдень. Текели» (холст, масло, 2013 г.) Или в «Окне» (бумага, гуашь, 1993 г.) Оказывается, мы живем в средоточии тайны. Нас окружает, наполняет, созидает великая мистерия жизни.

Галина Садвакасова: «Александр, мой муж, знает, что именно у него получится. Я – нет. Просто начинаю работать кистью, и на холсте или бумаге что-то проявляется, – становятся различимы реки, облака, вижу горизонт и первых героев. Я иду не кистью, а стихийно».

Клоуны с картины «Faceto (итальянская игра)» (холст, акрил, 2001 г.) Г. Садвакасовой останутся с вами, столь пронзительны их образы. Не обольщайтесь их гримасами. Друзья детства, клоуны, - зловещи и темны, несмотря на яркую палитру. Но, может, зло только привиделось? И добрые клоуны сияют, как солнце в полдень. Они – детские ангелы-хранители. Ведь клоуном в праздник наряжается папа или старший брат, а где-то рядом – мама с подарками.

Как Галина Павловна совмещает творчество и семейные заботы? «Дети уже взрослые. Но период, когда росли наши два мальчика, был непростым. Они сложно взрослели, развивались.

Был момент, что я бросала рисовать. Задавала вопрос Всевышнему: «Почему?» И в этот момент пошли стихи – таков был ответ. Потом стихи закончились, я вернулась к живописи.

Когда занимаюсь творчеством, я обязательно обращаюсь к Господу». У Галины был уникальный опыт работы в качестве реставратора икон на основе благотворительности. «Это была моя художническая миссия. Я занималась росписью собора и реставрацией икон под руководством иконописца диакона Андрея (Плетень) в Соборе в честь Рождества Христова в городе Алматы с 2002 по 2007 годы. Пробовала писать иконы. Это сложный труд, честно скажу. И каждую икону нужно было начинать с молитвы. Господь мне помогал. Вся моя работа идет с Божьей благодатью. И мне не бывает тяжело. Как только я сажусь рисовать, всякий раз читаю молитву. Там, в Христорождественском соборе, мой наставник диакон Андрей (Плетень) сказал мне, что любую работу надо начинать с молитвы. Я молюсь Сергию Радонежскому».

Мир картин Галины Садвакасовой прекрасен, тепл и светел – как собственное детство, юность и неведомое, но замечательное будущее.

Справка

Александр Кабдыкаримович Садвакасов – член Союза дизайнеров СССР (1990) и Казахстана (1992), Член Союза художников Казахстана (2011). Участник международных и республиканских выставок. Родился в 1953 г. в Амурской области. Награжден правительственной наградой - медалью «Ерен еңбегін үшін» (За трудовое отличие). Окончил АХУ имени Н.В. Гоголя, АГТХИ имени Т. Жургенова. Призер республиканских специализированных выставок-конкурсов по дизайну «Разуй глаза, Лови момент!» 1999 и 2001 гг. Обладатель первой премии на республиканском конкурсе «Лучшая книга года» 2006, 2007 гг. (дизайн серии учебников 10 классов. «Мектеп»). Специальный диплом конкурса - за «Лучший макет книги» книги-альбома по архитектуре, компании «АRIAN» 2007 г. Широко известны работы художника по рекламной продукции множества компаний. В настоящее время Александр Садвакасов руководит дизайн-студией «Sadvakassov Design».

Старт творческой деятельности Александра был впечатляющим: он работал художественным редактором республиканских журналов «Жалын», «Казахстан Әйелдері», дизайнером в разных организациях. Сотрудничал с издательствами «Өнер», «Мектеп», «Казахстан», «Кайнар», «Наука», «Пионер», «Балдырган». Такая деятельность дисциплинировала и давала большой пласт впечатлений молодому художнику. 

Александр разработал систему художественного оформления учебников по всем дисциплинам для 10-11-х классов казахских, русских, уйгурских, узбекских школ Казахстана. И создал новое перспективное направление в книжной графике. Именно садвакасовские работы в школьных учебниках и в книгах сказок сохранились в памяти поколений казахстанцев, нынешних бабушек и дедушек современных школьников. И задали эстетическую планку на всю жизнь.

В историю казахстанского дизайна Александр Садвакасов вошел как автор гигантского массива графических разработок (более 300), внедренных в производство. Это постеры, плакаты, наружная реклама, логотипы, фирменные стили, журналы, альбомы, каталоги и проспекты, календари, диски, дисконт-карты, дизайн сайтов, оформление книг, упаковка и этикетки, живопись, графика и эстампы. Диапазон дизайн-работ художника невероятен. Александр Садвакасов работал все годы как целый институт или цех. И продолжает трудиться.

Кажется, ему нет равных – по плодотворности. Это признают и коллеги Садвакасова. По каждому из направлений его деятельности можно увидеть десятки оригинальных профессиональных разработок высочайшей дизайнерской культуры.

Наталия Баженова, старший научный сотрудник Государственного музея искусств РК имени А. Кастеева - куратор выставки: «Одним из первых Александр Садвакасов осмыслил и творчески развил мифопоэтические образы солнцеликих божеств – петроглифов урочища Тамгалы. Новым пластическим языком в искусстве графики Казахстана явилась его разработка печатной продукции Международного музыкального конкурса «Азия дауысы» (1992). Особое место в творчестве Александра отведено казахскому орнаменту. Его работы дают полное представление о развитии различных сфер деятельности казахстанцев разных поколений – это бизнес, сфера услуг, пищевой сектор, образование, шоу-бизнес и прочее».

Сергей Петрович Алексеев, вице-президент Союза дизайнеров: «Александр Садвакасов – тот графический дизайнер, чье творчество я принимаю полностью. Более того, кое в чем он меня значительно превосходит. Можно порадоваться тому, что графический дизайн в принципе появился как система. И, по сути, Александр Садвакасов стал пионером в этой области. Искусство графического дизайна – прикладное, утилитарное. Не все понимают, что оно на самом деле не такое простое. Я думаю, оно держится на двух китах: первое – хорошее художественное академическое образование, а второе – это прекрасное знание полиграфического производства. Потому что большая часть нашего искусства тиражируется на бумаге. Но, оказывается, на нашей плоской земле графического дизайна должен быть еще третий кит (об этом узнал, когда Саша Садвакасов открыл мне концепцию своей выставки) – хорошая жена. Умная и талантливая – такая, как Галина. Потому что именно в подобном сочетании, имея замечательную жену, графический дизайнер творит спокойно, с хорошим вкусом. И добивается огромных результатов».

Сергей Алексеев считает, что в творческом багаже любого художника лишь 30% его работ стоит чего-то, только 10% - немалого стоит, а остальное – шлак. На выставке работ Садвакасовых были именно те 10% произведений, которые стоят немалого. Видимо, с выставки уйдет значительная часть работ в частные коллекции.

Юлиана Ли, студентка Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева (отделение графического дизайна): «Нас, студентов колледжа, привела куратор, чтобы мы побывали на уникальной выставке графического дизайна. Мы очень впечатлены. Здесь множество логотипов, хорошо известных всем казахстанцам. Теперь мы знаем, кто автор. Посещение выставки – хороший опыт для нас. Все, что мы увидели, – колоритно и интересно. Все это невероятное множество логотипов – конечный результат работы. Но, когда логотипы только создаются, возникает большое количество вариантов. И, если на каждый логотип приходится по сто-двести эскизов, то объем выполненной Александром Садвакасовым работы умножается стократно. Поэтому мы можем оценить, сколь значительная работа была произведена Александром за минувшие годы. Примечательны работы автора – триптих и диптих. В них отражены элементы, символы, колорит казахской культуры. «Беташар», «Казахская свадьба», другие обычаи. И, чем больше вглядываешься в эту превосходную графику, тем больше замечаешь».

Творческий дуэт Садвакасовых заняли своими работами почти целый этаж. Их творчество – живая академия живописи, графики, дизайна, и в то же время - академия счастливой семейной жизни. Они те, кому можно и нужно подражать, – в своих собственных жизненных обстоятельствах.


Галина Галкина

Публикации автора

Пекарня возможностей для солнечных детей

Сохраняйте ясную голову, не передоверяйте свою судьбу страхам

Книга формата pocketbook стала первой в библиотеке медиахолдинга

«Славянская ведьма», поджигатели-сценаристы и мыльная опера forever

Вольная борьба воспитывает чувство братства

Ядерный полигон закрыт. Двадцать новых открыто

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 16.05.2024

Премьер-министр Малайзии посетит с официальным визитом Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан с 15 по 19 мая

ОБЩЕСТВО | 15.05.2024

Урок Истории. Как преодолеть разногласия?

ГЕОПОЛИТИКА | 15.05.2024

Возвращение Талибана, невыполненные обещания и развитие центральноазиатских связей

ОБЩЕСТВО | 14.05.2024

Палитра проблем: дорогое такси и «дешевый» язык

ГЕОПОЛИТИКА | 14.05.2024

Ядерная угроза оси зла - пустышка

ГЕОПОЛИТИКА | 13.05.2024

Добрая воля. Получится ли у Казахстана стать миротворцем?