Геополитика

Региональные перестановки: Пакистан, Узбекистан и афганский фактор

The Express Tribune

28.01.2026

Общие угрозы со стороны Афганистана делают сотрудничество между Пакистаном и Узбекистаном жизненно важным для региональной стабильности.

Мир на всей планете находится в состоянии хаоса, а точнее, в полном беспорядке. 2025 год закончился, оставив после себя четкий след: мир фактически стал однополярным, и только одна сверхдержава обладает способностью прекращать войны или начинать их, где и когда она сочтет это необходимым. Концепция региональной безопасности также столкнулась с суровой реальностью в Газе, дав понять, что ни региональная, ни глобальная безопасность невозможны, если единственная держава решает вмешаться. Новая глобальная динамика вынуждает страны к новому сотрудничеству, примером чего является подписание южноазиатской страной, такой как Пакистан, оборонного пакта с ближневосточной державой, Саудовской Аравией, что открывает новую главу в истории.

2025 год, безусловно, был годом Пакистана, поскольку он заставил своего соперника Индию, традиционно считавшуюся превосходящей в области обычной войны, в течение нескольких часов пересмотреть свою стратегию, после чего Пакистан был перегружен и завален контрактами на поставку военного оборудования. Этот более широкий сценарий необходимо иметь в виду при анализе отношений Пакистана с африканскими странами, государствами Ближнего Востока, Россией, Китаем, Ираном, Афганистаном и республиками Центральной Азии.

Хотя Пакистан становится восходящей звездой глобальной связи, он по-прежнему остается жертвой терроризма, исходящего из Афганистана, который также представляет постоянную угрозу для государств Центральной Азии. Недавно Таджикистан столкнулся с тем, что Афганистан использовал терроризм в качестве дипломатического рычага. Целями стали китайские горняки в Таджикистане после того, как несколько китайских горнодобывающих компаний покинули Афганистан и решили продолжить свою деятельность в соседнем Таджикистане, где они чувствовали себя в большей безопасности. Таким образом, Афганистан послал четкий сигнал китайским компаниям о том, что они не будут в безопасности нигде, если сам Афганистан не будет чувствовать себя комфортно с ними.

Отчеты мировых спецслужб подтверждают, что усиление сотрудничества между Техрик-е-Талибан Пакистан (TTP), Аль-Каидой, Исламским движением Восточного Туркестана/Исламской партией Туркестана (ИДВТ/ИПТ), Исламским движением Узбекистана (ИДУ) и Джамаат Ансарулла в Афганистане представляет непосредственную угрозу для Узбекистана, Таджикистана, Китая и Пакистана. На этом фоне усиление сотрудничества между центральноазиатскими государствами и Пакистаном является неизбежным.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон посетил Пакистан в июле 2024 года, а президент Кыргызстана Садыр Жапаров посетил Исламабад в декабре 2025 года. В этом году президенты Узбекистана и Казахстана должны посетить Пакистан в феврале. После обретения независимости Узбекистан стал первой страной Центральной Азии, установившей прямое авиасообщение с Пакистаном. С тех пор отношения между Пакистаном и Узбекистаном остаются образцовыми, и обе страны тесно связаны друг с другом.

И Пакистан, и Узбекистан являются членами нескольких международных форумов, в том числе Организации исламского сотрудничества (ОИС), Организации экономического сотрудничества (ОЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Они также проводят заседания Совместной министерской комиссии для обзора двусторонних отношений. Хотя Казахстан также поддерживает тесные отношения с Пакистаном, он не граничит с Афганистаном, как Пакистан. Поэтому будущее отношений между Пакистаном и Казахстаном не так тесно переплетено, как между Пакистаном и Узбекистаном, поскольку и Пакистан, и Узбекистан сталкиваются с терроризмом, исходящим из Афганистана.

До сих пор ОИК, ОЭС и даже ШОС не смогли сыграть коллективную роль в оказании давления на Афганистан с целью прекращения финансирования, поддержки и размещения глобальных террористических групп. В этой ситуации Узбекистан и Пакистан могут совместно донести до Афганистана, что будущее всех трех стран взаимосвязано, в частности, благодаря таким проектам, как железнодорожная линия Узбекистан – Афганистан – Пакистан (УАП). Этот проект, который мог бы изменить динамику трехсторонней торговли, должен был начаться в 2025 году, но не смог быть реализован из-за трансграничного терроризма, финансируемого Афганистаном против Пакистана.

Несмотря на значительный рост двусторонней торговли между Пакистаном и Узбекистаном в недавнем прошлом, в настоящее время она практически прекратилась, поскольку граница между Пакистаном и Афганистаном остается закрытой для торговли. Поэтому предстоящий визит президента Узбекистана в Пакистан имеет решающее значение. Узбекистан имеет значительное влияние на Афганистан, поскольку торговля Кабула в основном осуществляется через территорию Узбекистана. Дальновидный президент Шавкат Мирзиёев может призвать Афганистан пересмотреть свою внешнюю политику в целях улучшения ситуации в регионе и развития стратегически важных торговых маршрутов, таких как железная дорога УАП. Следует отметить, что проект УАП, как ожидается, сократит время доставки грузов между Узбекистаном и Пакистаном на пять дней и снизит транспортные расходы как минимум на 40 процентов.

В перспективе будущее отношений между Пакистаном и Узбекистаном зависит не только от общих проблем безопасности, но и от глубоких исторических и культурных связей. От наследия обмена по Шелковому пути до общих исламских, персидских и тюркских цивилизационных влияний, оба общества давно связаны между собой торговлей, наукой и культурным взаимодействием. Эти исторические связи обеспечивают прочную основу для доверия, контактов между людьми и стратегического сближения. Опираясь на это общее прошлое, Пакистан и Узбекистан могут создать перспективное партнерство, которое станет ориентиром для региональной стабильности, экономической интеграции и коллективной безопасности, основанное на историческом контексте, но ориентированное на будущие региональные преобразования.

Автор: Шазия Анвер Чима – доктор философии в области семиотики и философии коммуникации в Карлов университете в Праге. 

Источник: Regional realignments: Pakistan, Uzbekistan and Afghan factor

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников