С помощью 100 редких исторических фотографий из архива Центра греческой культуры в Ташкенте выставка напоминает нам о том, как эллинизм оставил свой след в истории.
История изгнания, выживания и культурной стойкости раскрывается в фотовыставке «Греческое чудо в Ташкенте», представленной муниципалитетом Каламарья и Центром греческой культуры в Узбекистане.
Это дань уважения эллинизму Центральной Азии, сообществу, которое родилось в результате политической ссылки, укоренилось на чужой земле и, несмотря на невзгоды, сумело сохранить греческую память и идентичность.
Выставка проходит в художественной галерее Remezzo в Каламарьи с 11 января по 1 февраля 2026 года, вход свободный, и сопровождается серией мероприятий, освещающих важные аспекты современной греческой истории.
100 моментов коллективной памяти
С помощью 100 редких исторических фотографий из архива Центра греческой культуры в Ташкенте выставка напоминает нам, что эллинизм, где бы он ни находился, сумел укорениться, создать и оставить свой след во времени.
Отчет состоит из трех разделов:
– Жизнь политических беженцев в Ташкенте (1949–1970)
Снимки повседневной жизни, работы, образования и социальной организации тысяч греков, поселившихся в столице Узбекистана после Гражданской войны.
– Переселение понтийцев (1937–1949)
Дань уважения грекам Черного моря, которые были переселены советским режимом в Казахстан и Коканд (Узбекистан).
– Современный Центр греческой культуры в Ташкенте
Исторический путь и динамичное присутствие греческой общины в Центральной Азии.
Исторический путь эллинизма в Ташкенте
Открытие выставки было запланировано на воскресенье, 11 января, в присутствии президента Центра греческой культуры в Узбекистане Костаса Политиса, который в беседе с AMNA рассказал о моментах исторического пути эллинизма в Ташкенте.
«В конце августа 1949 года Демократическая армия Греции (DSE) потерпела поражение в битве при Граммосе, что ознаменовало конец гражданской войны в Греции (1946–1949)», — сказал он, отметив, что «бойцы DSE и некоторые члены их семей отступили в Албанию, где они собрались».
Как он пояснил, «из Албании они были переправлены либо в народные республики Восточной Европы, либо в Советский Союз». Он подчеркивает, что наиболее уязвимые — «пожилые люди, инвалиды, раненые, а также женщины и дети, нуждавшиеся в особом уходе в санаториях, больницах и детских центрах, — были отправлены в пункты назначения в Восточной Европе».
«Те, кто остался, — молодые бойцы, как мужчины, так и женщины, а также офицерский корпус Демократической армии — были отправлены в далекий Ташкент, столицу Советского Узбекистана... Их считали наиболее способными продолжить борьбу за границей», — добавил он.
Новая жизнь с нуля
Костас Политис не обошел вниманием условия транспортировки: «Это было трудное путешествие на корабле и поезде, которое длилось несколько недель в нечеловеческих условиях».
«По оценкам, более 100 000 греческих граждан оказались в политической ссылке, и к концу 1949 года в Ташкент прибыло 12 000 человек», — отмечает он. «Среди этой группы изгнанников было около 16 500 членов Коммунистической партии Греции (КПГ), и половина из них оказалась в Ташкенте», — сказал он, добавив:
«КПГ, возможно, перенесла свою штаб-квартиру в Бухарест, но политическим сердцем и душой КПГ и DSE был Ташкент. Все, что происходило в Ташкенте, имело значение, поскольку оказывало влияние на остальные общины беженцев».
Жестокие инциденты в Ташкенте в 1955 году, повлекшие за собой человеческие жертвы и ранения, между сторонниками Никоса Захариадиса и его внутрипартийными противниками, которые поддерживали общую операцию Никиты Хрущёва по десталинизации, разделили греческих политических беженцев в этом городе.
Греческие «государства» Ташкента
«Греческие партизаны быстро обосновались в бараках, где ранее содержались японские военнопленные, — рассказывал Политис. — Примерно за два года греки построили там двухэтажные дома, образовав так называемые 14 «Государств» — 12 в Ташкенте и 2 на его окраине, в Чирчике».
«В этих районах проживало почти исключительно греческое население», — говорил он, описывая самодостаточное общество:
«В каждом государстве была своя школа греческого и русского языков и свой Культурный центр. В некоторых государствах были созданы собственные футбольные команды с организованным внутренним чемпионатом, а также музыкальные коллективы».
В 1964 году, отмечал он, «было официально создано Ассоциация политических беженцев в Советском Союзе, с трехэтажным зданием для офисов и школы». На этом же месте «греки построили театр вместимостью 250 мест, который стал центром всей культурной жизни».
От фермеров к ученым
«Греки быстро начали восстанавливать свою жизнь и становиться продуктивными гражданами». По его словам, община «быстро росла, так как многие были молодыми людьми, которые решили создать семьи», отмечает Политис, добавляя:
«К концу 1960-х годов община насчитывала около 35 000 человек», — объясняет он, уточняя, что «в это население также входили несколько тысяч понтийцев, которые были переселены Сталиным в степи и постепенно селились в Ташкенте».
«Большой упор делался на образование, ликвидацию неграмотности и в целом на повышение квалификации всех, — отмечает он. — Большинство из них были трудоустроены на промышленных предприятиях, созданных в Ташкенте во время Второй мировой войны. Из фермеров они быстро превратились в квалифицированных рабочих, техников и ученых».
Культура и неустанное желание вернуться
Культурная жизнь занимала центральное место. «Крупные фестивали, театральные и спортивные мероприятия, такие как «Спартакиада», стимулировали патриотизм и национальное единство, — сказал Политис. — Празднование греческих традиций с сильным национальным характером было в центре общественной жизни».
И он заключил: «Что никогда не покидало их мысли, так это желание однажды вернуться в Грецию, на свою родину».
Упадок, заброшенность и спасение
Политис без прикрас описал упадок: «После распада СССР и экономического развала бывших советских республик греки оказались в бедственном положении». В 1996 году «трехэтажное здание было конфисковано муниципалитетом и передано Красному Кресту из-за невозможности покрыть расходы на его содержание».
В 2019 году, по его словам, «Греческая ассоциация больше походила на заброшенное здание. Там не было отопления, и зимой немногочисленные посетители замерзали».
«Самой сложной задачей было возрождение греческого самосознания».
В 2020 году новая администрация, с ним в качестве президента, взяла на себя сложную задачу по спасению здания, его ремонту и юридическому учреждению общины. «В течение следующих пяти лет эти цели были достигнуты без малейшей помощи со стороны», — утверждает он.
Однако он отметил, что «самой сложной задачей было и остается возрождение эллинизма. Создание греческого самосознания среди заброшенных эмигрантов».
Сегодня «Центр греческой культуры признан самым активным культурным центром в Ташкенте. Здесь преподают греческий язык, пение, танцы, театр, и уже были поставлены две пьесы Аристофана: «Лисистрата» и «Лягушки».
Мероприятия, выступления и ознакомительные экскурсии
Выставка сопровождается выступлениями, панельными дискуссиями и интерактивными рассказами, а также организованы экскурсии для студентов.
Это редкая возможность познакомиться с неизвестными страницами современной греческой истории — истории, которая, как доказывает «Греческое чудо в Ташкенте», продолжает писаться.
Источник: The Greek Miracle in Tashkent: An exhibition on the resilience of Hellenism in Central Asia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников