Политика

«Президентские дети» Центральной Азии и социальная активность

AsiaNews

12.01.2026

Рассказы дочерей Мирзиёева дают представление о частной жизни их семей, демонстрируя близость лидеров к народу, что является важным элементом современной «политической технологии». Противоположный случай с внуком Назарбаева, который, попав в немилость из-за наркозависимости, обвинил всех своих родственников в «жадности и ненасытности».

Члены семей президентов Центральной Азии, многие из которых уже занимают различные руководящие посты, своей активностью в социальных сетях выполняют весьма актуальную пропагандистскую задачу, хотя и не все из них делают это особенно регулярно.

Их аккаунты не только затрагивают вопросы власти, но и открывают окна в частную жизнь их семей, отчасти для демонстрации близости лидеров к народу, что является важным элементом «политической технологии» современности.

Одной из самых активных является 39-летняя Шахноза Мирзиёева, дочь президента Узбекистана, жена высокопоставленного чиновника Отабека Умарова и мать трех дочерей.

В Instagram она демонстрирует свою идиллическую жизнь в большом доме с золотой мебелью и большой новогодней елкой в холле между колоннами, окруженной посылками и коробками с подарками, роскошной кухней, где вся семья собирается за большим столом, с большой голубоглазой кошкой, царствующей среди очаровательных молодых женщин и мускулистого отца и мужа, спортсмена, вошедшего в ряды власти.

Шахноза является заместителем директора Национального агентства по социальной защите, а ее семья служит ориентиром для всей страны.

Конечно, ее старшая сестра Саида, глава администрации президента и очень активная фигура в государственной политике, имеет еще большее влияние на общественное мнение. Она публикует много фотографий и видео встреч в стране и за рубежом, не забывая о семейных снимках, на которых часто появляется ее сын Шавкат-младший.

Мальчик также появляется в нескольких видеороликах, где он рассказывает о «миссии своей матери», а все дети и внуки Мирзиёева регулярно сидят в первом ряду на концертах звезд, приглашенных со всего мира.

Социальная активность родственников не всегда гарантирует успех, о чем свидетельствует случай Айсултана Назарбаева, внука Нурсултана Назарбаева, первого президента Казахстана. Сын опальной наследницы Дариги Назарбаевой и выпускник Британской королевской военной академии в Сандхерсте, он мог бы построить блестящую карьеру, но вместо этого стал наркоманом, нанеся огромный удар по имиджу династии Назарбаевых, и без того переживавшей кризис из-за политических потрясений последних лет.

В Facebook Айсултан обвинил всех своих родственников в «жадности и ненасытности» и в организации многочисленных коррупционных схем, а также публиковал странные сообщения о магии и колдовстве — темах, которыми увлечена его мать Дарига и с помощью которых она «держала деда на поводке». В конце концов он был найден мертвым в лондонском парке, и полиция заверила, что это была «естественная смерть», с высокой концентрацией кокаина в крови.

Из официальных сайтов известно, что нынешний президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев имеет единственного сына по имени Тимур, который окончил Московский государственный университет по специальности «политология и дипломатия» и старается не появляться в цифровом пространстве.

В других странах региона родственники более сдержанны, чем в больших казахских и узбекских семьях, но все же очень активны на интернет-платформах. Озода Рахмон, дочь президента Таджикистана Эмомали Рахмона и глава его администрации, имеет собственную страницу в Instagram, где она ограничивается публикацией фотографий встреч со своим отцом и братом Рустамом Эмомали, заместителем премьер-министра и мэром Душанбе, назначенным наследником «отца нации», который находится у власти более тридцати лет.

На Новый год Озода показала Эмомали Рахмона и остальных членов семьи на тихом отдыхе в горах.

С другой стороны, у детей президента Кыргызстана Садыра Жапарова, который неоднократно заявлял, что хочет держать их «позади политики», нет аккаунтов в социальных сетях, а единственные фотографии Рустама и Нурдоолота Жапаровых — это фотографии коммерческих компаний, в которых они работают «без рекомендаций».

В 2025 году Огулджахан Атабаева, сестра президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова, появилась на публике в качестве вице-президента благотворительного фонда, названного в честь ее отца, бывшего президента Гурбангулы Бердымухамедова. Она посещала различные мероприятия и конференции, путешествовала за границу и встречалась с важными деятелями, но при этом не была представлена в социальных сетях.

Автор: Владимир Розанский

Источник: Central Asia's “presidential children” and social activism

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников