Геополитика

Пакистан может присоединиться к Авраамским соглашениям

bne INTELLINEWS

09.01.2026

Давнее нежелание Пакистана признать Израиль сталкивается с растущим геополитическим давлением, поскольку его недавнее посредничество в Газе и участие в предлагаемой международной миротворческой миссии побудили Вашингтон и страны Персидского залива возобновить усилия по расширению Авраамских соглашений на Южную Азию.

«Исламабад сохраняет свою позицию с 1948 года, связывая признание Израиля с созданием жизнеспособного и независимого палестинского государства со столицей в Аль-Кудс-аль-Шарифе, — отмечает в своей заметке Умайр Джамал, аналитик по Южной Азии в Институте Центральной Азии и Кавказа. — Но последние события показывают, что эта позиция подвергается испытанию, как никогда ранее».

Роль Пакистана в содействии прекращению огня в Газе в сентябре 2025 года, наряду с Катаром, Саудовской Аравией и Египтом, повысила его дипломатический авторитет в глазах США и их партнеров из стран Персидского залива. Участие премьер-министра Шехбаза Шарифа в многостороннем саммите, организованном президентом США Дональдом Трампом, ознаменовало беспрецедентное вступление в арабо-израильскую дипломатию.

За этим последовало условное предложение министра иностранных дел Пакистана Ишака Дара о вкладе пакистанских войск в международные стабилизационные силы в Газе под эгидой Организации Объединенных Наций.

«Наша задача — поддержание мира, а не его принуждение», — заявил Дар, подчеркнув, что цель миссии будет ограничена гуманитарной защитой и восстановлением.

Эти шаги предпринимаются на фоне усиления экономического давления на Пакистан, в том числе из-за внешнего долга, превышающего 130 млрд долларов.

«Прагматизм начинает влиять на внешнюю политику Исламабада, даже несмотря на то, что общественное мнение по-прежнему решительно выступает против нормализации отношений без создания палестинского государства», — отметил Джамал.

Перспектива присоединения Пакистана к расширенным Авраамским соглашениям вызвала поддержку как со стороны Саудовской Аравии, так и со стороны США, хотя обе страны подчеркивают необходимость ощутимого прогресса в направлении решения проблемы на основе принципа двух государств.

«Вашингтон рассматривает Пакистан как важнейшее звено в расширении Авраамских соглашений за пределы Персидского залива, особенно в направлении Центральной Азии», — сказал Джамал.

Присоединение Казахстана к соглашениям в ноябре 2025 года ознаменовало сдвиг в региональном раскладе сил. Включение Пакистана откроет возможности для расширения торговых коридоров, в частности через Индийско-Ближневосточно-Европейский экономический коридор (IMEC), который включает в себя израильскую инфраструктуру и обходит традиционные препятствия, такие как Суэцкий канал.

«Пакистан может стать восточным флангом IMEC, а его порты в Гвадаре и Карачи обеспечат Центральной Азии прямой доступ к мировым рынкам», — добавил Джамал.

Интеграция Пакистана в эти инициативы может поддержать усилия центральноазиатских государств по диверсификации, снизив их зависимость от российской и китайской инфраструктуры.

«Если это будет сделано тщательно, то это может стать преобразующим фактором для экономик стран региона, не имеющих выхода к морю», — отметил Джамал.

Расширяется также сотрудничество в сфере безопасности. Недавний оборонный пакт Пакистана с Саудовской Аравией, подписанный в сентябре и напоминающий статью 5 Конституции, включает положения о взаимной обороне и совместном сдерживании. Он отражает сближение интересов в обеспечении региональной стабильности, в том числе в Газе, Афганистане и вдоль южной окраины Центральной Азии.

«Модель исламских миротворческих сил может эволюционировать в нечто похожее на структуру «C5+1» для управления границами Афганистана», — сказал Джамал.

Тем не менее, препятствия остаются. Внутренняя оппозиция в Пакистане признанию Израиля укоренилась, и любая капитуляция может вызвать политические волнения. «Общественное мнение является серьезным сдерживающим фактором. Исламабад не будет действовать без надежных гарантий суверенитета Палестины», — сказал Джамал.

Геополитические трения также могут усилиться. Иран, который выступает против Израиля и IMEC, может попытаться сорвать создание новых коридоров. Китай и Россия, чьи инфраструктурные кредиты Центральной Азии превышают 25 млрд долларов, как ожидается, будут сопротивляться инициативам, которые ослабляют их региональное влияние.

Тем не менее, Джамал утверждает, что потенциальные преимущества остаются значительными. «Если участие Пакистана будет связано с реальными реформами в палестинском правительстве и подкреплено конкретными стимулами со стороны США, такими как гарантии безопасности или статус крупного союзника, не входящего в НАТО, оно может стать катализатором давно отложенных проектов, таких как трансафганская железная дорога».

Авраамские соглашения могут еще расширить свое влияние. «Независимо от того, присоединится ли Пакистан официально или нет, дискуссия изменилась. Пересечение дипломатии, экономики и безопасности теперь ставит Центральную Азию в центр более широкой стратегии интеграции».

Источник: COMMENT: Pakistan’s shifting stance on Israel raises stakes for Central Asian trade and diplomacy

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников