Спустя год после крушения самолета Azerbaijan Airlines недалеко от Актау трагедия по-прежнему не дает покоя жителям и спасателям, участвовавшим в ликвидации последствий аварии, в которой погибли 38 человек, а 29 получили травмы.
Спустя год после авиакатастрофы самолета Azerbaijan Airlines недалеко от казахского города Актау жители и спасатели по-прежнему вспоминают тот день, когда погибли 38 человек.
25 декабря 2024 года в 11.00 по времени Астаны (7.00 по центральноевропейскому времени) диспетчерская служба аэропорта Актау сообщила, что пассажирский самолет Azerbaijan Airlines, летевший из Баку в Грозный, объявил чрезвычайную ситуацию и запросил разрешение на посадку в аэропорту.
Самолет, который должен был приземлиться в 11.25, разбился всего через пять минут между аэропортом и деревней Акшукыр, примерно в трех километрах от взлетно-посадочной полосы.
На борту самолета находились 67 человек, включая пятерых членов экипажа. 38 человек погибли в результате крушения, 29 выжили, получив травмы.
Врачи из Мангистауского областного центра экстренной медицинской помощи первыми прибыли на место крушения. Оспан Оразбеков рассказал Euronews, что видел все это собственными глазами.
«Вместе с фельдшером и водителем скорой помощи я сразу же поехал в аэропорт. По дороге я увидел самолет в небе, летевший с огромной скоростью и с опущенным носом», — вспоминает Оразбеков.
«Я надеялся, что пилоты смогут приземлиться на взлетно-посадочной полосе, но самолет пролетел мимо аэропорта в сторону села Акшукыр. Я сказал водителю, что мы должны ехать за ним», — вспоминает он.
«Мы ехали, не спуская глаз с самолета, но потом появился черный дым. Мы ускорились и постарались добраться туда как можно быстрее. Когда мы прибыли, мы увидели, что самолет разломился на две части», — говорит Оразбеков.
«Передняя часть горела, поэтому мы сразу пошли к хвостовой части, потому что там были люди. Мы сделали все, что могли. Мы отстегнули ремни безопасности восьми раненых пассажиров. Затем я проник глубже, чтобы посмотреть, нет ли там детей или беременных женщин».
«Я помню каждое лицо каждого человека, которого спас из самолета, и до сих пор вижу их перед глазами», — сказал Оразбеков.
В первые минуты после крушения на место происшествия поспешили местные жители. Проезжавшие мимо люди останавливались, чтобы помочь пассажирам выбраться из самолета. Пострадавшие были доставлены в Мангистаускую областную многопрофильную больницу.
Для врача-реаниматолога Бактыжана Койбекова 25 декабря 2024 года начался как любой другой день. После авиакатастрофы в больницу поступила информация о том, что пострадавшие в результате крушения находятся в пути.
Врачи быстро провели экстренное совещание и подготовили койки и помещения для лечения. Всего в больницы Актау было доставлено 29 человек, одиннадцать из них в критическом состоянии находились в отделении интенсивной терапии.
«Пациенты находились в критическом состоянии. Многие получили травмы головы и мозга, переломы ключиц, рук и плеч. У некоторых пациентов были сломаны все ребра», — говорит Бактыжан Койбеков, заведующий отделением интенсивной терапии Мангистауской областной многопрофильной больницы.
Жители Актау быстро откликнулись на срочный призыв. В городском центре крови люди выстроились в очередь, чтобы сдать кровь и помочь пострадавшим в аварии.
«Как врачи, мы ежедневно сталкиваемся со многими чрезвычайными ситуациями, но не ожидали, что сразу поступит так много людей. В тот же день российские граждане были эвакуированы из отделения интенсивной терапии на вертолете. Позже пациенты из Кыргызстана и Азербайджана были постепенно эвакуированы по мере стабилизации их состояния», — добавил он.
«Все пациенты получили лечение и благополучно вернулись в свои страны. Мы сделали все, что могли. Я благодарен своей команде, которая работала днем и ночью, чтобы оказать помощь пациентам».
Министерство по чрезвычайным ситуациям Казахстана сообщило, что пожар в горящей части самолета был потушен в течение 30 минут после крушения.
Место крушения по-прежнему отмечено трагедией
В феврале Министерство транспорта Казахстана опубликовало предварительный отчет о крушении рейса 8243, в котором говорится, что самолет был дважды поражен в течение нескольких секунд «внешними объектами» — позже определенными как осколки взорвавшихся российских ракет ПВО — при подлете к Грозному из Баку.
Пилоты сначала запросили разрешение на перенаправление в аэропорт Минеральные Воды и аэропорт Уйташ в Махачкале, но после того, как российская авиадиспетчерская служба отказала в посадке, экипаж объявил код 7700 и запросил разрешение на аварийную посадку в международном аэропорту Актау в Казахстане.
Самолет получил разрешение на посадку от авиадиспетчерской службы Актау, но после входа в воздушное пространство Казахстана он дважды облетел взлетно-посадочную полосу, прежде чем трагически разбился при третьей попытке посадки.
28 декабря 2024 года президент России Владимир Путин принес извинения президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву за «трагический инцидент» с самолетом в воздушном пространстве России, заявив, что украинские беспилотники наносили удары по Грозному, не взяв на себя ответственность за крушение.
Однако 9 октября этого года во время встречи с Алиевым на региональном саммите в Душанбе Путин признал, что за сбитый азербайджанский пассажирский самолет ответственна российская противовоздушная оборона.
В прошлом году, летя в Санкт-Петербург на неформальный саммит СНГ, Алиев был проинформирован о крушении самолета над российским воздушным пространством и немедленно отдал приказ вернуть самолет в Баку.
В преддверии первой годовщины трагедии Алиев отказался участвовать в неформальном саммите СНГ, который состоялся 22 декабря в Санкт-Петербурге.
Даже спустя год место крушения несёт на себе следы трагедии. По степи разбросаны личные вещи пассажиров, кислородные маски, инструкции по технике безопасности, обломки багажа и расплавленные части фюзеляжа.
Жители Мангистауской области установили на месте катастрофы мемориал в честь экипажа и жертв авиакатастрофы.
Автор: Томирис Билял
Источник: Kazakh city of Aktau recalls the Azerbaijan Airlines crash one year on
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников