Шахмурат Муталип ответил на предложение Шухрата Ибрагимова о покупке доли в горнодобывающей компании, зарегистрированной в Люксембурге.
Малоизвестный казахстанский бизнесмен выступил с предложением о приобретении 40% международной горнодобывающей компании Eurasian Resources Group, что привело к конфронтации с генеральным директором Шухратом Ибрагимовым, который ранее в этом году сделал аналогичное предложение.
Конкурирующие предложения 35-летнего Шахмурата Муталипа и 39-летнего Ибрагимова, сына одного из ныне покойных олигархов-основателей ERG, стали последним поворотом в истории бывшей компании FTSE 100, известной как Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC).
Ибрагимов предложил приобрести те же 40% акций горнодобывающей компании, как сообщила Financial Times в мае. В настоящее время эти акции принадлежат соучредителю компании Патоху Шодиеву и наследникам Александра Машкевича, третьего из основателей, скончавшегося в начале этого года.
Однако, по словам двух человек, знакомых с ситуацией, переговоры зашли в тупик, когда Ибрагимов столкнулся с трудностями при привлечении необходимых средств на фоне длительных напряженных отношений между тремя семьями.
Муталип, владелец казахстанской строительной группы Integra Construction KZ, вмешался в ситуацию и договорился с семьями Шодиева и Машкевича о приобретении их совокупной доли за 1,4 млрд долларов (1,19 млрд евро), по словам трех человек, знакомых с ситуацией. Однако, по словам двух из них, для того чтобы сделка Муталипа состоялась, Ибрагимов должен сначала отказаться от права первой покупки, принадлежащего его семье.
Шодиев, Машкевич и отец Ибрагимова, Алиджан Ибрагимов, известные в отрасли как «трио», основали бизнес в 1990-х годах на базе бывших государственных горнодобывающих активов, которые были приватизированы казахским правительством после распада Советского Союза.
Трио, которое однажды было описано одним из неисполнительных директоров компании как «более советское, чем лондонское», в 2007 году зарегистрировало ENRC в Лондоне и расширило свою деятельность, включив в нее проекты в Замбии и Демократической Республике Конго.
ENRC стала символом притока бывших советских денег в Лондон, прежде чем вылетела из индекса FTSE на фоне расследования о коррупции, проводимого Британским управлением по борьбе с серьезными мошенничествами (SFO), которое было прекращено через десять лет. SFO, возможно, еще придется выплатить компании компенсацию за то, как агентство провело уголовное расследование.
Семьи Шодиева, Машкевича и Ибрагимова контролируют по 20% зарегистрированной в Люксембурге ERG, а остальные 40% принадлежат правительству Казахстана. По словам человека, знакомого с ходом переговоров, правительство поддержало попытку Ибрагимова выкупить доли других семей в начале года. Неизвестно, изменилась ли эта позиция.
Переговоры проходят в момент повышенного интереса политиков и инвесторов к горнодобывающему сектору, поскольку Запад конкурирует с Китаем за лучший доступ к металлам, необходимым для создания инфраструктуры искусственного интеллекта и чистой энергии.
Представители семей Ибрагимовых, Шодиевых и Машкевичей не ответили на запросы о комментарии. ERG отказалась от комментариев. Муталип не ответил на запрос о комментарии, отправленный в его компанию.
Предложение Муталипа в размере 1,4 млрд долларов (1,19 млрд евро) за 40% ERG следует за более ранним предложением, сделанным в прошлом месяце, о покупке 70% акций Glencore в Kazzinc, крупнейшем производителе цинка в Казахстане, сообщает Bloomberg. По словам человека, знакомого со сделкой, Муталип предложил около 3,5 млрд долларов (2,97 млрд евро) за долю в Kazzinc.
По словам этого источника, эти два предложения свидетельствуют о неожиданно высокой цене, которую относительно новый игрок с небольшим опытом в секторе готов заплатить за некоторые из крупнейших горнодобывающих активов Казахстана.
Согласно официальному резюме, Муталип начал свою карьеру в 2008 году в качестве механика по производству железнодорожных шпал в казахстанской компании Bent, которая производит железобетонные шпалы и крепежные детали, а затем прошел путь до вице-президента компании.
В 2020 году он занял должность исполнительного директора, а затем председателя совета директоров Integra Construction, компании по строительству и ремонту железных и автомобильных дорог, став ее бенефициарным владельцем в 2022 году, согласно информации на ее веб-сайте.
В октябре Муталип стал председателем комитета по строительству, жилищному хозяйству и коммунальным услугам Национальной палаты предпринимателей Казахстана, а в настоящее время также является президентом федерации бокса страны.
ERG в значительной степени зависит от финансирования со стороны двух крупнейших российских государственных банков, ВТБ и Сбербанка, которые подверглись санкциям со стороны ЕС и США после полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года.
По состоянию на 2023 год компания была должна ВТБ 3 млрд долларов (2,55 млрд евро), а в 2024 году реструктурировала около 2 млрд долларов (1,7 млрд евро) этой задолженности, конвертировав ее из долларов в юани. Годом ранее ERG провела аналогичную реструктуризацию со Сбербанком.
В прошлом году горнодобывающая компания понесла самый большой годовой убыток с момента делистинга, поскольку эти затраты на заимствования оказали негативное влияние на ее финансы, сообщила FT в августе.
Авторы: Полина Иванова и Том Уилсон
Источник: ERG bid gatecrashed by Kazakh businessman
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников