Геополитика

Почему США должны взаимодействовать с регионом Каспия

The National Interest

17.12.2025

Недавняя серия соглашений администрации Дональда Трампа в Центральной Азии должна сопровождаться устранением препятствий со стороны Конгресса для дальнейшего регионального сотрудничества. 

В ноябре 2025 года ряд дипломатических успехов ознаменовал американскую политику в Центральной Азии и Большом Каспии. После встречи лидеров стран C5 (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) с президентом Дональдом Трампом в Белом доме Казахстан присоединился к Авраамовым соглашениям и подписал с США соглашения на сумму 17 миллиардов долларов. В то же время Узбекистан и США обязались заключить взаимные инвестиционные и торговые соглашения на общую сумму более 100 миллиардов долларов. Что наиболее важно, с присоединением Азербайджана к организации C5 стала C6. Это меняет геополитическую и геоэкономическую карту Евразии, и Азербайджан становится ключевым государством.

Расширение дипломатических, политических и экономических структур под руководством США в регионе, которое давно поддерживают эксперты в Соединенных Штатах, является венцом успешной дипломатической кампании. В первую очередь благодаря новой интеграции Азербайджана американское участие и торговля теперь могут более легко проникать в регион через Средний коридор — экономический транзитный маршрут от Черного моря через Кавказ, Каспийское море и в Центральную Азию. Этот маршрут зависит не только от доступа Азербайджана к Каспийскому морю, но и будет опираться на недавно открытый «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» между Азербайджаном и Арменией.

Эта вновь обретенная способность проецировать мягкую силу укрепит американское влияние в жизненно важном, но долгое время недооцененном регионе. Интересы Европы, России, Китая, Индии и Ирана пересекаются и сталкиваются в сердце Евразии по вопросам, начиная от терроризма до экспортных потоков, энергетических трубопроводов, атомной энергетики, важнейших минералов, соблюдения санкций, цепочек поставок и многого другого. Однако для закрепления своих достижений Вашингтон должен отменить устаревшее законодательство, которое препятствует прогрессу, и обеспечить дальнейшее расширение участия США в инфраструктурных проектах и разработке ресурсов. Отсутствие последовательных действий может привести к поражению на грани победы — необходимо приложить усилия, чтобы группа C6 не поддалась притяжению масштабной инициативы Пекина «Пояс и путь». 

Недавние дипломатические прорывы США действительно представляют собой явные стратегические достижения, но они не лишены ограничений. Еще один неожиданный игрок также может претендовать на утешительный приз за недавние усилия США: Китай. Если Америка не сумеет закрепить свои недавние победы, Китай может в конечном итоге извлечь значительную выгоду из успехов США.

Именно в Центральной Азии Китай более десяти лет назад впервые запустил инициативу «Пояс и путь» (BRI), где представил «BRI 2.0» после того, как «BRI 1.0» столкнулась с серьезными структурными и финансовыми проблемами, и где каждая китайская династия, начиная с Хань, проецировала военную мощь и экономическое влияние через Шелковый путь. 

Большой Каспийский регион, уверенный в прочных, по его мнению, деловых и транспортных связях с Западом и западных инвестициях, естественно, будет чувствовать себя свободно, привлекая больше китайских инвестиций. Многовекторная внешняя политика региона, призванная уравновесить интересы великих держав в защиту его регионального и национального суверенитета, практически диктует, что это произойдет.

Однако недавний всплеск западных инвестиционных сделок не следует рассматривать как гарантию резкого увеличения торговых потоков в ближайшие годы. Рост, скорее всего, будет постепенным, и проблема заключается в том, что, если Америка не сможет эффективно донести свои ограничения и ожидания, местные игроки могут поддаться соблазну немедленно принять более высокий уровень китайских инвестиций, не дожидаясь обещанного постепенного увеличения западного участия, которое могло бы уравновесить их. Это может еще больше подтолкнуть Центральную Азию в орбиту Пекина — а такого исхода Вашингтон, безусловно, не хочет.

Поэтому американская дипломатия должна быть активной и четкой в этом отношении не только сейчас, но и в ближайшие годы. Помимо общих инвестиционных вызовов, Китай также выиграет от активизации «Среднего коридора», обещанного вступлением Азербайджана в C5 и его преобразованием в C6. Мощный Средний коридор может расширить возможности предприятий в Синьцзяне и Западном Китае, одновременно сократив тысячи километров транзита до китайских портов на востоке, а затем до европейских рынков морским путем.

Средний коридор также дает Китаю возможность сохранить свое влияние на Иран и Россию, гарантируя, что ни одна из этих стран не сможет доминировать на наземных маршрутах на Запад, даже если они будут сотрудничать. 

Средний коридор также может дать Китаю маршрут для торговли с Европой, который американский флот не сможет легко оспаривать, в отличие от маршрутов через островные цепи у восточного побережья Китая и Малаккский пролив. Это означает, что, если евро-американские отношения будут продолжать ухудшаться, а китайско-американские отношения на Дальнем Востоке резко ухудшатся, Пекин все равно сможет представить себя Европе как готового торгового партнера с надежным доступом, позволяющим перевозить товары без прохождения через Россию или контролируемые США морские пути. Само наличие такой возможности может ослабить усилия Запада по сдерживанию Китая.

Один из способов предотвратить такие трудности — обеспечить, чтобы мягкая сила и влияние США в Центральной Азии выходили за рамки недавних торговых соглашений или сиюминутных политических инициатив, таких как Авраамовы соглашения. Следует отказаться от самоограничений в отношении влияния США в регионе, поскольку они принадлежат прошлому. Необходимо устранить правовые барьеры для торговли, такие как Закон Джексона-Вэника о торговле 1974 года, принятый в эпоху холодной войны, чтобы Америка могла установить постоянные нормальные торговые отношения и регулярные инвестиционные связи с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Аналогичным образом, следует отменить раздел 907 Закона о поддержке свободы 1992 года, который запрещает правительству США оказывать поддержку Азербайджану. 

В настоящее время эти законы не применяются в силу указов исполнительной власти. Однако увязывание американской внешней политики с давлением лоббистов внутри страны, партийными соображениями и указами исполнительной власти не только опасно, но и свидетельствует о недостаточном интересе США к этому стратегически важному региону и делает Соединенные Штаты ненадежными. Отмена этих ограничений на продажу военной техники, торговлю и развитие, которые приносят пользу Соединенным Штатам, не должна быть предметом партийных разногласий. Обе партии могут и должны работать вместе, чтобы отменить раздел 907 до того, как нынешний Конгресс перейдет в предвыборный режим в следующем году. Исправление этой ситуации стало бы эффективным, недорогим и выгодным шагом, который в просторечии называют «очевидным решением».

Соединенные Штаты также должны участвовать в инфраструктурных проектах и следить за тем, чтобы китайская инициатива «Пояс и путь» не захватила группу C6. Америка также должна обеспечить, чтобы Экспортно-импортный банк и Корпорация по финансированию развития поддерживали инфраструктурные проекты, чтобы китайские компании не могли помешать американским компаниям. Америка должна уделить особое внимание расширению портовой инфраструктуры на обоих концах Каспийского моря в Баку и Атырау, поскольку это представляет собой не только текущее логистическое препятствие Среднего коридора, но и наибольшую возможность для Китая вступить в структуру C6. 

Недавние дипломатические победы — это достижения, но без четкого плана, консолидации, институционализации и систематического контроля со стороны многочисленных правительственных учреждений они останутся лишь тактическими дипломатическими показами, лишенными стратегического видения и реализации.

Тем, кто склонен полагаться на победы без долгосрочной стратегии, стоит вспомнить опыт карфагенского полководца Ганнибала в борьбе с Римской республикой. Даже после некоторых из величайших военных триумфов в истории его неспособность закрепить свои победы обрекла его кампании на провал. Недавние победы США, возможно, не сопоставимы по масштабу с битвой при Каннах, но они все же требуют консолидации. К счастью, шаги, которые необходимо предпринять США, не являются обременительными и в основном заключаются в устранении самонавязанных препятствий и правильном распределении финансирования. Администрация Трампа находится на пороге долгосрочного дипломатического триумфа, но для этого она должна проделать необходимую работу и приложить усилия.

Автор: Уэсли Александр Хилл работает заместителем директора программы «Энергия, рост и безопасность» в Международном центре по налогам и инвестициям. Уэсли признан экспертом по вопросам глобальной стратегии, геоэкономики и международных отношений с региональной специализацией в Китае, Евразии и Африке к югу от Сахары. До своей нынешней должности Уэсли был профессором в Университете Тулейн и стипендиатом CLFP в Национальном бюро азиатских исследований. Он начал свою карьеру в качестве аналитика по внешней политике в Конгрессе. Уэсли выступал на Al Jazeera, BBC, The Hill, Newsweek, Voice of America и многих других СМИ. Уэсли также регулярно публикуется в Forbes и Newsmax.

Источник: To Offset China, the US Must Engage with the Caspian Region

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников