Общество

Насилие против женщин: скрытая рана от Кавказа до Туркменистана

AsiaNews

04.12.2025

Исследование, проведенное сайтом Currentime, выявило эту проблему в странах бывшего Советского Союза. Ни в одной из пяти стран Центральной Азии понятие «фемицид» не включено в Уголовный кодекс, несмотря на распространенность домашнего насилия. Война между Россией и Украиной также привела к значительному увеличению числа преступлений против женщин в обеих странах.

В Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин сайт Currentime попытался сравнить ситуацию с фемицидом в различных регионах, от Восточной Европы до Прибалтики, от Кавказа до Центральной Азии.

Как заявляет София, российская активистка за права женщин, «фемицид — это убийство по гендерному признаку», и именно это конкретное содержание отличает его от «убийств женщин». Женская идентичность провоцирует чрезмерную ревность, проистекающую из желания доминирования и подчинения женщин, которые вынуждены выполнять в основном домашние обязанности, неудовлетворительное выполнение которых вызывает убийственную ярость мужчины-хозяина.

Исследователь из Центральной Азии под псевдонимом Айнура объясняет, что «согласно нашим исследованиям, в большинстве случаев фемицид является конечным результатом многолетнего домашнего насилия», совершаемого партнерами или близкими родственниками, редко — посторонними лицами, не входящими в семейный круг, за исключением случаев, связанных с похищениями или маниакальным преследованием.

Организация ООН по вопросам женщин определяет фемицид как «скрытую пандемию» и «глобальный кризис», учитывая, что в 2023 году 85 тысяч женщин были убиты по этим причинам, 60% из них — партнерами и родственниками, хотя критерии классификации этих трагических событий сильно различаются от страны к стране.

В Центральной Азии эта проблема носит весьма драматичный характер: в СМИ постоянно появляются сообщения об убийствах и насилии в отношении женщин, хотя ни одна из пяти стран региона не включает понятие «фемицид» в свой уголовный кодекс, и поэтому статистические данные отсутствуют.

Как отмечает Айнура, «эти инциденты часто сопровождаются особо жестокими действиями, а тела жертв имеют следы серьезных и многократных травм, что является типичным следствием все еще глубоко укоренившегося патриархального менталитета».

По ее мнению, «в обществе с детства передается форма ненависти к женщинам, предпочтение отдается мальчикам, и это верно для всех наших стран в этом регионе».

Подавляющая часть семейных ресурсов распределяется между сыновьями, а девочки рассматриваются как посторонние члены семьи, поскольку их выдают замуж еще в подростковом возрасте. Акты насилия замалчиваются и часто скрываются даже судами и властями.

В Туркменистане, например, национальные СМИ даже избегают освещения таких инцидентов. Только в 2021 году представители ООН провели исследование в Туркменистане, в ходе которого выяснилось, что 12% женщин подвергались насилию в семье, с трудом вспоминая многочисленные случаи жестокого обращения, которым они подвергались до 15 лет.

Война между Россией и Украиной привела к значительному росту насилия в отношении женщин в обеих странах, начиная с изнасилований и насилия со стороны вторгшихся российских солдат в различных регионах Украины, как сообщает Кристина Кит, украинский юрист из ассоциации JurFem. В Украине эти действия считаются военными преступлениями.

Конфликт также влияет на само украинское общество, где раздраженная агрессия мужчин, участвующих в военных действиях или в любом случае находящихся в состоянии постоянной готовности и напряжения, приводит к тому, что они без причины убивают своих жен и партнеров.

Некоторые формы фемицида включают в себя поведение, доводящее женщин до самоубийства, как, например, недавние случаи в Таджикистане, где келин, молодая невеста, вынуждена брать на себя всю тяжесть домашней работы, подвергаясь многочисленным унижениям и в конечном итоге совершая самоубийство от отчаяния, иногда даже убивая своих детей.

Убийства чести всё ещё существуют, когда женщин убивают, чтобы «смыть позор аморального поведения» в Центральной Азии и особенно на Кавказе, как, например, недавние громкие дела в Чечне.

Правозащитник Эльдар Зейналов из Азербайджана считает, что «эти убийства тесно связаны с возвращением к традиционализму, к патриархальным критериям, характерным для наших стран, и часто с сокрытием фактов правоохранительными органами, которые в основном состоят из мужчин, разделяющих этот менталитет».

Автор: Владимир Розанский

Источник: Violence against women: a hidden wound from the Caucasus to Turkmenistan

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников