Аналитика

Политика США в Центральной Азии требует последовательности

The National Interest

04.12.2025

Новый интерес администрации Трампа к Центральной Азии должен сопровождаться координацией с Европой и уделением особого внимания развитию важнейших отраслей региона — переработки и обогащения полезных ископаемых.

Впервые за много лет Центральная Азия привлекает постоянное стратегическое внимание Вашингтона. Благодаря недавнему саммиту C5+1 между президентом Дональдом Трампом и лидерами пяти центральноазиатских республик в Вашингтоне, администрация заслуживает признания за то, что привлекла внимание к этой части мира, которая слишком часто игнорируется. Центральная Азия по-прежнему остается в тени, несмотря на свои запасы нефти, газа, урана и важнейших минералов. 

На протяжении десятилетий готовность США к постоянному и стратегическому взаимодействию с Центральной Азией носила эпизодический характер и была сосредоточена на сотрудничестве в области безопасности и помощи в управлении, а не на устойчивом экономическом партнерстве. Возобновленный акцент администрации Трампа на «энергетическом доминировании», экономических интересах и геополитической конкуренции с Китаем и Россией создает возможность для пересмотра взаимодействия США с регионом. 

Центральная Азия имеет стратегическое значение для экономических интересов США и занимает уникальное положение на евразийском континенте как перекресток потенциала, который на протяжении веков привлекал внешние силы. Поскольку глобальный доступ к важнейшим минеральным ресурсам, устойчивая связь между Востоком и Западом и альтернативы доминированию России и Китая становятся все более важными для долгосрочной безопасности и экономических интересов Америки, значение Центральной Азии для национальных и экономических интересов США будет только расти.

Но для того, чтобы похвальное стремление администрации Трампа усилить американское участие в регионе увенчалось успехом, необходима последовательная стратегия и план, соответствующие амбициям и признающие важность региона.

И если саммит отразил правильные инстинкты, то дальнейшие действия будут гораздо важнее, чем помпезные объявления о запуске, которые, по-видимому, так нравятся этой администрации. Ключевым моментом будет последующая реализация. Центральная Азия видела много волн подъема и спада интереса со стороны великих держав; она также видела, как амбициозные программы партнерства испарялись под тяжестью бюрократии, геополитики, других более важных приоритетов в регионе и в мире или несоответствующих ожиданий — вызовы, о которых мы оба можем говорить из личного опыта работы в предыдущих администрациях. 

Сейчас перед Соединенными Штатами стоит простая, но сложная задача: регион будет судить о Вашингтоне не по смелости его заявлений, а по тому, сможет ли он превратить возможности в устойчивый прогресс, который будет соответствовать разнородным и зачастую противоречивым интересам пяти стран Центральной Азии. Именно реализация, а не стремление, определит, станет ли нынешний импульс стратегическим поворотным моментом или просто еще одной дипломатической сноской.

Внимание администрации к важнейшим минералам является хорошей отправной точкой и послужит барометром ее способности преобразовать амбиции в конкретный прогресс. Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан обладают запасами редкоземельных элементов, урана, меди и других материалов, необходимых для всего — от электромобилей до высокоточного оружия. Логика диверсификации цепочек поставок в сторону от Пекина и Москвы является разумной, и всплеск коммерческого интереса со стороны США приветствуется. 

Однако лидеры стран Центральной Азии неоднократно подчеркивали момент, который порой упускают из виду в Вашингтоне: добыча полезных ископаемых — это лишь первый шаг, и потребуются десятилетия, чтобы раскрыть потенциал Центральной Азии. Без быстрых инвестиций в переработку, очистку, логистику и производство на глубоких звеньях, регион останется источником сырой руды, а не интегрированным звеном в глобальных цепочках создания стоимости, а Соединенные Штаты сохранят зависимость от таких стран, как КНР, которые контролируют средние и низшие этапы производства.

Именно здесь решающую роль играет реализация. Помощь Центральной Азии в развитии инфраструктуры и нормативно-правовой базы для экологически безопасной и коммерчески жизнеспособной добычи полезных ископаемых требует терпеливой координации между ведомствами и с частными партнерами. Она также требует постоянного дипломатического взаимодействия для урегулирования реальных политических вопросов. Правительства этих стран заинтересованы в инвестициях, но при этом они не хотят вступать в конфронтацию с двумя своими крупнейшими соседями, которая приведет к нулевому результату. Слишком жесткий или узконаправленный подход со стороны США приведет к провалу.

Связность — другая важная тема саммита — ставит перед нами аналогичные задачи. Географическое положение Центральной Азии делает ее естественным коридором, связывающим Восточную Азию, Южную Азию, Каспийский бассейн, Кавказ и Европу. Так называемый Средний коридор, проходящий от западного Китая через Казахстан и Каспийское море до Южного Кавказа и далее до Турции и европейских рынков, является реальной альтернативой маршрутам, контролируемым Россией. Его расширение может способствовать стабилизации региональных экономик и укреплению энергетической и торговой безопасности Европы. Однако для реализации этой концепции потребуются годы скоординированных инвестиций в порты, железные дороги, гармонизацию таможенных процедур и цифровую инфраструктуру. 

Инициатива администрации по реализации проекта TRIPP между Арменией и Азербайджаном идеально вписывается в концепцию «Среднего коридора». Однако, по имеющимся данным, для начала реализации этого важнейшего соглашения сделано очень мало. Частный сектор с нетерпением ждет признаков того, что администрация серьезно настроена инвестировать в «Средний коридор», соединяющий Центральную Азию и Южный Кавказ с рынками Востока и Запада. Целевая программа помощи и инвестиций в области важнейших минералов, энергетики и инфраструктуры, возглавляемая американскими компаниями, поддерживаемая финансовыми учреждениями США и согласованная с повесткой дня администрации в области национальной безопасности и торговли, могла бы принести значительную прибыль для интересов США. 

Ни одна страна, даже Соединенные Штаты, не может сделать это в одиночку. И именно здесь инстинкты администрации, хотя и стратегически обоснованные, нуждаются в дополнительном и столь же продуманном усилии: тесном сотрудничестве с союзниками, особенно в Европе. Европейский союз уже инвестировал значительные средства в регион в рамках своей инициативы «Глобальный шлюз» и остается крупнейшим торговым партнером Центральной Азии. Европейские компании все чаще присутствуют в секторах возобновляемых источников энергии, транспорта и производства. Япония и Южная Корея являются крупными инвесторами. Эти игроки привносят финансирование, технологии, опыт в области регулирования и политический авторитет, которые могут усилить инициативы США, а не дублировать их.

Если Вашингтон надеется построить что-то долговечное, он должен рассматривать саммит не как односторонний прорыв, а как возможность объединить коалицию единомышленников. Трехсторонняя или четырехсторонняя структура, объединяющая США, ЕС и ключевых азиатских союзников, а также C5, могла бы помочь в разработке стандартов инфраструктуры, координации финансирования и обеспечении соответствия проектов по подключению высоким экологическим и управленческим стандартам. Это также дало бы правительствам стран Центральной Азии уверенность в том, что они не слишком зависимы от какого-либо одного внешнего партнера. Такая уверенность поможет им сохранить свою ценную многовекторную внешнюю политику.

Кроме того, сотрудничество союзников имеет важное значение для более широких геополитических последствий текущего момента. Влияние Москвы в регионе, хотя и ослабло, по-прежнему глубоко укоренилось в службах безопасности, рынках труда и энергетической инфраструктуре. Присутствие Пекина еще более обширно, оно было построено на протяжении десятилетий благодаря инициативе «Пояс и путь», долгосрочным кредитам и стратегическим инвестициям в инфраструктуру. Лидеры Центральной Азии не желают — а во многих случаях и не могут — разорвать эти связи. Они также с опаской относятся к изменчивой и растущей готовности администрации изолировать Украину и оказать на нее давление, чтобы она заключила мирное соглашение с Россией, которое опасно совпадает с интересами России. 

Несмотря на эту настороженность как по отношению к влиянию США, так и к влиянию России в Центральной Азии, страны региона все больше стремятся найти альтернативы, которые дадут им больше пространства для маневра между традиционными державами. Скоординированный подход Запада мог бы укрепить их позиции. Разрозненный подход только ослабит их.

Наконец, Соединенные Штаты должны признать, что их авторитет будет зависеть не только от коммерческих сделок и инфраструктурных планов, но и от их готовности участвовать в управлении, обеспечении прозрачности и инклюзивности. Эти вопросы не должны доминировать в повестке дня и не должны использоваться в качестве наказания. Но в странах, где коррупция, слабые институты и ограниченная политическая конкуренция остаются постоянными проблемами, высококачественные инвестиции не могут быть успешными без параллельного улучшения правового поля и регуляторной практики. И здесь европейские партнеры приносят неоценимый опыт и стимулы.

Саммит «С5+1» открыл окно. Инстинкты, лежащие в его основе, верны, и стремление возобновить взаимодействие со стратегически важным регионом следует приветствовать во всех политических кругах. Но Центральная Азия уже слышала амбициозную риторику. У Соединенных Штатов есть технологии, капитал и политические инструменты, чтобы вернуть себе лидерство в этом критически важном регионе. Возобновив взаимодействие с Центральной Азией, Соединенные Штаты смогут восстановить свою значимость в самом сердце Евразии и продемонстрировать конкурентоспособную, ориентированную на результат и прочно обоснованную модель внешнеэкономического взаимодействия, отвечающую национальным интересам Америки.

Сейчас главное испытание заключается в том, смогут ли Соединенные Штаты удерживать внимание, координировать действия с союзниками и инвестировать в кропотливую, зачастую непрезентабельную работу по созданию инфраструктуры, укреплению институтов и углублению экономических связей. Если Вашингтон сможет это сделать, у него появится шанс изменить свое стратегическое положение в Евразии на целое поколение. Если же нет, регион просто продолжит дрейфовать в сторону притяжения своих более крупных соседей. Импульс важен. Но исполнение важнее.

Авторы: 

Майкл Шиффер является партнером в Scalare Advisors, ассоциированным научным сотрудником Международного института стратегических исследований, старшим научным сотрудником Центра американского прогресса и почетным старшим научным сотрудником Фонда мира Сасакавы в США. С 2022 по 2025 год он занимал должность помощника администратора Бюро USAID по Азии. До этого он был старшим советником и консультантом демократического аппарата Комитета Сената по международным отношениям. С 2009 по 2012 год он занимал должность заместителя помощника министра обороны по Восточной Азии. До прихода в Министерство обороны он был программным сотрудником Фонда Стэнли, стипендиатом Совета по международным отношениям Hitachi International Affairs Fellow, а также работал в штабе сенатора Дайанн Файнштейн (D-CA), в том числе в качестве ее советника по национальной безопасности и законодательного директора.

Марк Симаковский является старшим научным сотрудником Атлантического совета в Евразийском центре, Европейском центре и Центре стратегии и безопасности имени Скоукрофта. Симаковский также является одним из основателей Heartland Global Advisors, LLC, стратегической консалтинговой компании в Вашингтоне, которая оказывает поддержку компаниям, работающим в сфере государственного управления, развития, обороны, энергетики, банковского дела и технологий, помогая им улучшать свои продукты и укреплять свои позиции на рынке. Ранее Симаковский занимал должность заместителя помощника администратора по Европе и Евразии в Агентстве США по международному развитию (USAID) с 2022 по 2025 год.

Источник: US Central Asia Policy Needs Follow-Through

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников