Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который обрабатывает большую часть экспорта сырой нефти из Казахстана через Россию в Черное море, приостановил погрузку после того, как один из трех причалов был поврежден в результате ночных атак Украины в этом регионе.
«В результате целенаправленного террористического нападения беспилотных катеров» причал № 2 был «значительно поврежден» и «его дальнейшая эксплуатация невозможна», говорится в заявлении пресс-службы оператора.
Все танкеры были выведены из акватории ОАО «Транснефть», и отгрузки на терминале будут осуществляться «в соответствии с установленными правилами после устранения угрозы со стороны беспилотных катеров и дронов», сообщило ОАО «Транснефть».
Казахстан «в срочном порядке активировал план» по перенаправлению экспорта на альтернативные маршруты, чтобы сохранить объемы производства и минимизировать последствия, сообщило министерство энергетики страны в своем заявлении. «Ситуация находится под особым контролем правительства».
Украина не прокомментировала инцидент на объекте КТК, хотя ее Генеральный штаб подтвердил отдельную атаку в субботу на Афипский нефтеперерабатывающий завод в южном российском регионе Краснодар и на другие объекты.
Нефтяной терминал КТК в минувшем месяце неоднократно подвергался нападениям. Это крупнейший канал экспорта сырой нефти с крупнейших месторождений Казахстана, по которому также транспортируются некоторые объемы российской нефти.
Среди акционеров совместного предприятия — американские нефтяные гиганты Chevron и Exxon Mobil, а также казахстанская государственная нефтяная компания «КазМунайГаз» и российский оператор нефтепроводов «Транснефть», действующий от имени Российской Федерации.
Нападение на гражданскую инфраструктуру «неприемлемо», заявило министерство энергетики Казахстана. «Трубопроводная система КТК является международным энергетическим проектом, и любое силовое воздействие на ее объекты создает прямые риски для глобальной энергетической безопасности и наносит значительный ущерб экономическим интересам участников консорциума».
Погрузка на нефтяном терминале КТК обычно осуществляется одновременно с двух причалов, пропускная способность каждого из которых составляет 800 тысяч баррелей в сутки. В связи с повреждением причала № 2 и проведением планового ремонта причала № 3 КТК смог возобновить погрузку только с оставшегося причала № 1.
Пострадавших и утечек нефти в Черное море не зафиксировано, поскольку на момент взрыва причала системы аварийной защиты обеспечили перекрытие соответствующих трубопроводов, говорится в заявлении КТК.
Афипский НПЗ, пострадавший от нападения ночью, имеет мощность переработки до 9,1 млн тонн сырой нефти в год, или около 180 тысяч баррелей в сутки. Ранее он подвергался нападению в сентябре. Власти потушили пожар к полудню по местному времени.
Завод подвергся нападению из-за своей роли в обеспечении топливом российской армии, сообщил Генеральный штаб Украины в Facebook, добавив, что силы Киева также нанесли удар по ключевому объекту по ремонту истребителей в Таганроге Ростовской области. В заявлении также подтверждается факт нападения на морской нефтеналивной терминал в Туапсе (Краснодарский край) 25 ноября.
Источник: CPC Reports Halts in Black Sea Oil Loading After New Attack
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников