Неожиданно большой город лежит в море травы, населенном в основном кочевниками. Сегодня от древнего города Семиярка остались лишь несколько невысоких земляных насыпей и разбросанные артефакты, почти скрытые под колышущейся травой казахской степи, обширной полосы пастбищ, простирающейся через север Казахстана и в Россию. Но недавние исследования и раскопки показывают, что 3500 лет назад эта пустая равнина была оживленным городом с процветающей металлургической промышленностью, где кочевые скотоводы и торговцы, возможно, смешивались с оседлыми металлургами и купцами.
Добро пожаловать в Город семи ущелий
Археолог Лондонского университетского колледжа Мильяна Радивоевич и ее коллеги недавно составили карту этого места с помощью дронов и геофизических исследований (например, с помощью георадара), отследив планировку города площадью 140 гектаров в степи на территории современного Казахстана.
В бронзовом веке город мог похвастаться рядами домов, построенных на земляных насыпях, большим центральным зданием и кварталом мастерских, где ремесленники плавили и лили бронзу. С его обдуваемого ветрами мыса открывался великолепный вид на узкую точку в долине реки Иртыш, стратегическое место, которое, по мнению Радивоевич и ее коллег, могло обеспечить городу «контроль над движением по реке и дну долины». Этот вид вдохновил археологов на название города: Семиярка, или Город семи ущелий.
Археологи знают об этом месте с начала 2000-х годов, когда Министерство обороны США рассекретило серию фотографий, сделанных шпионским спутником «Корона» в 1972 году, когда Казахстан был частью Советского Союза, а США стремились увидеть, что происходит за «железным занавесом». На этих фотографиях были запечатлены очертания километровых земляных укреплений Семиярки, но недавние исследования показывают, что город бронзового века был гораздо больше и интереснее, чем кто-либо мог себе представить.
Если есть сомнения, то это, вероятно, монументальное сооружение
Большинство людей, живших в малонаселенной степи 3500 лет назад, постоянно перемещались, следуя торговым путям или стадам скота, и жили во временных лагерях или небольших сезонных поселениях. Если бы вы были путешественником во времени, ищущим древние города, то степь — не то место, куда бы вы отправились, и именно это делает Семиярку столь удивительной.
Некоторые группы людей, такие как Саргаринско-алексеевская, только начинали приходить к идее постоянного проживания (а их характерный стиль керамики можно увидеть в фрагментах, разбросанных по всей территории, что осталась от Семиярки). Крупнейшие древние поселения в степи занимали площадь около 30 гектаров, что намного меньше размеров Семиярки. Радивоевич и ее коллеги отмечают, что планировка зданий в Семиярке «необычна... и отличается от более традиционных моделей поселений, наблюдаемых в этом регионе».
Остатки города в основном состоят из двух рядов земляных укреплений: прямоугольников длиной в километр и высотой в метр. Геофизические исследования показали, что «вдоль внутренних краев земляных валов были построены массивные стены, вероятно из глиняных кирпичей, а также были видны внутренние перегородки». Другими словами, длинные земляные насыпи были фундаментом рядов зданий с комнатами. Основываясь на найденных там артефактах, Радивоевич и ее коллеги утверждают, что большинство этих зданий, вероятно, были жилыми домами.
Две длинные земляные насыпи сходятся в углу, и сразу за этим пересечением находится более крупный холм, примерно в два раза превышающий размер любого из отдельных домов. Судя по слабым линиям, прослеживаемым на аэрофотоснимках и геофизических исследованиях, он, возможно, имел центральный двор или камеру. В духе настоящего исследователя древностей археолог из Даремского университета Дэн Лоуренс, соавтор недавней статьи, описывает эту структуру как «потенциально монументальную», что означает, что она могла быть местом для ритуалов или собраний общины, а может быть, и домом влиятельной семьи.
Планировка города свидетельствует о «некоторой степени архитектурного планирования», как пишут Радивоевич и ее коллеги в своей недавней статье. На этом месте также были найдены свидетельства торговли с кочевыми культурами, а также промышленного производства бронзы. Оба этих фактора указывают на наличие планирования и организации.
«Сообщества бронзового века здесь развивали сложные, спланированные поселения, подобные тем, что существовали у их современников в более традиционно «городских» частях древнего мира», — сказал Лоуренс.
Кто привнес бронзу в бронзовый век? По всей видимости, Семиярка
К юго-востоку от курганов земля была усыпана разбитыми тиглями, кусочками медной и оловянной руды, а также шлаком (остатками, которые остаются после извлечения металла из руды). Это позволяло предположить, что в этой части города велась активная плавка и литье бронзы. Судя по размеру города и площади, по-видимому, отведенной под металлообработку, Семиярка могла похвастаться тем, что Радивоевич и ее коллеги называют «высокоорганизованной, возможно ограниченной или контролируемой, промышленностью по производству этого востребованного сплава».
Бронза была частью повседневной жизни людей в древних степях, из нее изготавливали все, от топорищ до украшений. Не зря же период с 2000 по 500 год до нашей эры (промежуток времени может варьироваться в зависимости от местоположения) называется бронзовым веком. Однако археологические находки практически не дают никаких сведений о том, где были изготовлены все эти бронзовые изделия, найденные в евразийской степи, и кто занимался добычей, плавкой и литьем. Это делает Семиярку редким и важным источником информации о том, как буквально создавался бронзовый век.
Радивоевич и ее коллеги ожидали найти следы земляных работ или засыпанные фундаменты глинобитных стен, подобные земляным работам на северо-западе, обозначающие место расположения большой централизованной мастерской по изготовлению бронзовых изделий. Однако геофизические исследования не выявили никаких стен в юго-восточной части города.
«В этой области было обнаружено мало объектов», — написали они в своей недавней статье (археологи называют здания и стены «объектами»), «что позволяет предположить, что металлургическое производство могло быть рассредоточено или происходило в менее формализованных с архитектурной точки зрения пространствах». Другими словами, бронзолитейщики древней Семиярки, по-видимому, работали под открытым небом или в разбросанных небольших, менее постоянных зданиях, которые не оставили после себя следов. Но все они, по-видимому, выполняли свою работу в одной и той же части города.
Связи между кочевниками и городскими жителями
К востоку от земляных укреплений простирается обширная территория, на которой нет следов стен или фундаментов под землей, но разбросаны древние артефакты, наполовину зарытые в траве. Давно забытые предметы могут обозначать места «более временного, возможно сезонного, проживания», предположили Радивоевич и ее коллеги в своей недавней статье.
Эта территория составляет значительную часть города площадью около 140 гектаров, что вызывает вопросы о том, сколько людей жило здесь постоянно, сколько останавливалось по торговым путям или во время кочевания, и каковы были их отношения.
Несколько обломков глиняной посуды свидетельствуют о том, что оседлые жители города Семиярка регулярно торговали со своими более мобильными соседями из степей.
Внутри города большая часть керамики соответствует стилю Саргаринско-алексеевской культуры. Но несколько черепков, найденных в Семиярке, явно являются произведениями кочевых гончаров Черкаскуля, которые жили на этой же широкой степной равнине примерно с 1600 по 1250 год до нашей эры. Вполне логично, что они торговали с жителями города.
Вдоль близлежащей реки Иртыш археологи обнаружили слабые следы нескольких небольших поселений, датируемых примерно тем же временем, что и расцвет Семиярки, а к северу от города находятся два кургана. Археологам придется копать глубже, в прямом и переносном смысле, чтобы сложить воедино картину того, как Семиярка вписывалась в древний ландшафт.
У этого города есть что рассказать не только о себе, но и обо всей обширной открытой степи и ее народах.
Автор: Киона Н. Смит
Источник: First revealed in spy photos, a Bronze Age city emerges from the steppe
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников