Центральная Азия становится новым центром дипломатии и регионального сотрудничества с растущим глобальным влиянием
В своей недавней статье «Центральная Азия на пороге новой эры» президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявляет: «Мы не строим стены, мы строим мосты». В наши дни, когда Центральная Азия превращается в новый центр притяжения, нетрудно понять смысл слов Мирзиёева. Сам он подчеркивает в статье, что «еще несколько лет назад споры о границах, воде и энергии между центральноазиатскими государствами» были одними из наиболее заметных тем в литературе по международным отношениям.
Подобно тому, как Европейское сообщество угля и стали (ЕСУС), первая форма ЕС, 18 апреля 1951 года превратило спор по поводу угля и стали в объединяющую силу, страны Центральной Азии также построили единство на тех самых вопросах, по которым они когда-то не соглашались. От Худжандской декларации марта 2025 года, в которой Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан урегулировали свои пограничные споры, до преобразования энергетических разногласий между Узбекистаном, Казахстаном и Кыргызстаном в совместное стратегическое предприятие с запуском в 2022 году проекта гидроэлектростанции «Камбарата» — все эти объединяющие шаги сегодня начали приносить плоды. Одним из наиболее ярких примеров является головокружительная интенсивность дипломатических контактов по коридорам, ведущим в Центральную Азию.
2025: год саммитов
Саммит ЕС – Центральная Азия, состоявшийся 4 апреля и ставший первой подобной встречей в истории ЕС, пролил свет на новое направление дипломатического взаимодействия. На саммите в Самарканде (Узбекистан) слова председателя Европейского совета Антонио Косты: «Наше партнерство – это путь, а не пункт назначения» — стали ответом для тех, кто интересуется, куда движется этот процесс. Саммит, на котором прошли переговоры о сотрудничестве по десяткам вопросов — от безопасности до экономики, от климата до прав человека, — стал чнтким свидетельством растущей важности Центральной Азии. Одним из наиболее важных итогов саммита стало заявление ЕС о том, что 10 млрд евро (11,5 млрд долларов США), полученные в ходе прошлогоднего Инвестиционного форума Global Gateway, будут иметь решающее значение для создания транспортных коридоров, логистики, сетей и цепочек создания стоимости. ЕС также согласился поддержать координационную платформу для важнейших инфраструктурных проектов вдоль Среднего коридора, включая транспортный коридор через Каспийское море.
Тем временем, на саммите лидеров Китая и стран Центральной Азии, состоявшемся 17 июня в столице Казахстана, городе Астана, председатель КНР Си Цзиньпин охарактеризовал то, что он назвал «духом Китая и Центральной Азии», предложив ярко выраженную китайскую интерпретацию растущей значимости региона. Подобно ЕС, Китай также смягчил свои финансовые условия для Центральной Азии, пообещав выделить региону 1,5 млрд юаней (примерно 210 млн долларов США) финансовой помощи.
Россия, еще один важный игрок, тесно сотрудничающий с Центральной Азией, также провела 9 октября в Душанбе, столице Таджикистана, встречу с государствами региона, что стало отражением дипломатических контактов ЕС и Китая. Однако, в отличие от новых финансовых обязательств ЕС и Китая, президент России Владимир Путин лишь перечислил финансовую поддержку, оказанную Россией странам Центральной Азии на сегодняшний день, и признал, что их сотрудничество все еще не достигло желаемого уровня.
Последним этапом в пазле саммита по Центральной Азии 2025 года, несомненно, стал саммит в Белом доме в США 6 ноября. В отличие от трех предыдущих саммитов, организованных ЕС, Китаем и Россией, эта встреча, проведенная в Вашингтоне, также стала важным индикатором глобального положения США. Самой чувствительной и общей темой всех вышеупомянутых саммитов, организованных соответственно ЕС, Китаем, Россией и, наконец, США с государствами Центральной Азии, были, безусловно, торговые коридоры. Общепризнанно, что именно Турция заложила фундамент растущей стратегической привлекательности Центральной Азии. Анкара, которая твердо стояла на стороне Азербайджана во время Второй Карабахской войны, оказывая ему военную и дипломатическую поддержку, сыграла решающую роль в урегулировании 30-летнего конфликта. Наиболее существенным результатом пути, проложенного Турцией, несомненно, является Зангезурский коридор. Сегодня как Центральная Азия, так и Азербайджан, где расположен Зангезурский коридор, имеют в своих повестках дня еще один важный пункт.
«Яркий символ»: саммит «Центральная Азия – Азербайджан»
Мирзиёев подкрепил свое использование выражения «яркий символ», отметив, что впервые за многие годы в регионе сложилась атмосфера взаимопонимания. Седьмая консультативная встреча глав государств, состоявшаяся 15 ноября в Ташкенте, столице Узбекистана, ознаменовала нечто большее, чем предыдущие. Примечательно, что Азербайджан, хотя и находится географически за пределами региона, участвовал в саммите как страна, объединённая общей идентичностью и политической волей. Одним из наиболее ярких решений встречи стало единогласное одобрение полноправного членства Азербайджана в консультативном формате.
В ходе саммита президент Азербайджана Ильхам Алиев высоко оценил поддержку стран Центральной Азии «восстановления освобожденных территорий Азербайджана». В этом заявлении также косвенно упоминалась Турция, сыгравшая центральную роль в этом процессе. В этом отношении высказывания Алиева перекликаются с риторикой 12-го саммита Организации тюркоязычных государств (ОТГ), состоявшегося примерно месяцем ранее в Габале (Азербайджан) под девизом «Региональный мир и безопасность». Таким образом, эти высказывания отражают вклад Турции в мир и стабильность в регионе.
В конечном счете, будь то в рамках ОТГ или формата «Центральная Азия – Азербайджан», укрепление сотрудничества между тюркскими странами представляет собой возникновение нового блока сил на международной арене. По сути, это дипломатический успех для участвующих государств. Как сказал Генри Форд: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех».
Автор: Ахмет Туран – доктор философии, руководитель отдела международных отношений Университета Инёню
Источник: A new era dawns: The Central Asia-Azerbaijan axis
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников