По данным Министерства труда Кыргызстана, на конец 2024 года женщины составляли 55% из более чем полумиллиона кыргызстанцев, работающих за рубежом. Однако Организация по миграции осуждает их большую подверженность риску потери работы, насилию и сильному психологическому давлению.
Женщины, уезжающие за границу в поисках работы, оказываются в уязвимом и незащищенном положении не только в чужой стране, где они работают, чтобы содержать свои семьи, но и по возвращении домой, как показывают исследования Международной организации по миграции, проведенные в Кыргызстане и Таджикистане. За границей они часто сталкиваются с презрительным и дискриминационным отношением, а дома их обвиняют в неподобающем поведении и практически не проявляют понимания.
Тридцатитрехлетняя Айзат вспоминает в интервью «Радио Азаттык» о своих восьми годах жизни в Москве, где «я очень уставала, мыла полы и чистила туалеты, а русские смотрели на меня с раздражением и говорили с отвращением, но я терпела, чтобы не оставлять своих детей голодными».
Полтора года назад она вернулась в Бишкек и на заработанные деньги смогла купить небольшой дом, где живет со своими детьми. Оглядываясь назад, у нее остались только мрачные воспоминания о тех многих днях, когда ей приходилось разлучаться с ними.
Когда она уезжала в Москву, «я боялась, что моя семья распадется», — говорит Айзат, которая действительно рассталась с мужем, когда ее младшему ребенку был чуть больше года, и не видела, как они пошли в школу, но «теперь они со мной, и я чувствую себя по-настоящему счастливой», хотя родственники мужа относятся к ней не очень хорошо.
Мужчины, которые возвращаются из трудовой миграции с хорошими заработками, считаются героями, а к женщинам всегда относятся с большим подозрением. На самом деле все больше и больше женщин уезжают за границу в поисках работы из-за растущих экономических трудностей, а также потому, что в России и других странах профессии стали менее эксклюзивными, что позволяет женщинам находить возможности во многих секторах.
По данным Министерства труда Кыргызстана, в конце 2024 года женщины составляли 55% из более чем полумиллиона кыргызстанцев, работающих за границей, с общей прибылью в 8 миллиардов долларов, половина которой была заработана женщинами, что составляет 17% всего ВВП страны. Миграция почти никогда не является добровольной, а вынужденной экономическими условиями семей, чтобы оплатить образование своих детей и погасить кредиты.
Некоторые женщины следуют за мужьями, когда те переезжают на заработки, как, например, 35-летняя Жайнагуль, которая в 2017 году приехала в Москву из кыргызского города Ош, чтобы накопить денег на строительство дома.
Дети остались на попечении матери, что причиняло ей невыносимые страдания и даже депрессию. Работа была беспрерывной, без выходных и праздников. Супругам удалось купить дом в долгосрочный кредит, но строительная компания обанкротилась, и вся надежда казалась потерянной. Жайнагуль пришлось начинать все сначала, она описывает это как «борьбу за выживание».
Через пять лет она вернулась в Кыргызстан, а затем снова попыталась устроиться поваром в Москве. Это совпало с терактом в «Крокус Сити Холле» и нарастающей волной жестокой и кровавой ксенофобии. «Было невозможно ходить по городу в одиночку, мы жили в страхе», пока ей не удалось вернуться в Ош.
По данным Организации по миграции, 18% женщин, работающих за рубежом, подвергаются насилию или серьезному психологическому давлению, у 8% работодателей изымаются паспорта, а 6% получают заниженную заработную плату.
Более половины из них вынуждены вернуться домой по семейным обстоятельствам, не достигнув своих целей, и остаются безработными, в лучшем случае находя какую-то несерьезную работу в сфере услуг. Подавляющее большинство женщин из Кыргызстана и Таджикистана говорят, что не знают, куда обратиться за помощью, как найти работу на родине и получить юридическую помощь. В этих странах нет специальных программ реинтеграции трудовых мигрантов, не говоря уже о женщинах.
Когда женщина возвращается из-за границы, родственники стараются не выпускать ее из дома, не помогая ей найти работу, а миграция в целом воспринимается как проблема, а не как социальная возможность.
Автор: Владимир Розанский
Источник: Central Asia's migrant women
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников